Вечерний Северодвинск
Номер от 10 ноября 2005 г.

О роскоши общения с личным стоматологом
Израильская теория и северодвинская практика доктора Аброскина

«Помоги, мама родная» шепотом у двери стоматологического кабинета всегда означало для меня буквальное. Мама - стоматолог, наверное, поэтому зубных врачей я никогда не боялась. А чего их бояться-то? Добрые, заботливые, вкусно готовят и мастерски заплетают банты в косы. Это я еще с детства знала, как пломба - кариес!

Двенадцать кабинетов на триста метров

Со временем мои требования к стоматологии существенно поменялись. И, кроме шуток, по-моему, красе зубов теперь придают куда большее значение, чем раньше. Один мой московский приятель, начинающий олигарх, на традиционное «Привет, что поделываешь?» как-то ответил: «Зубы делаю, в Канны еду, в Канны без зубов нельзя». И добавил: «Почти разорен».

В Северодвинске зубы тоже пригодятся. Но в частный стоматологический кабинет доктора Аброскина я отправилась не за голливудской улыбкой. Честно, хотелось посмотреть на врача, который защитил архангельский диплом в двух зарубежных университетах и теперь лечит от зубной напасти наших, северодвинцев.

- Владимир Иванович, вы своему делу действительно в Израиле учились?

- Отчасти. Сначала окончил Архангельскую государственную медакадемию. Решил уехать в Израиль и, для того чтобы получить лицензию и работу, сдал курс стоматологии в двух университетах, Иерусалимском и Тель-Авивском. Скажу как на духу, мне этот опыт очень в жизни пригодился, я благодарен стране за учебу. Но все-таки решил вернуться в Северодвинск.

- Ностальгия? Бытовые сложности? Другие обстоятельства?

- Я жил на улице длиною в триста метров. Только на ней - двенадцать стоматологических кабинетов. Как профессионал, как стоматолог я не был бы там востребован - это понятно. Для того чтобы жить в Израиле достойно, я должен был бы работать на нескольких работах, то есть отвлекаться от любимого дела - это тоже понятно. Поэтому решил вернуться. Человек должен жить там, где может реализовать свои замыслы.

- Значит, на родине вы реализовались?

- Считаю, да.

- Извините за, возможно, некорректный вопрос, но какие замыслы может реализовать профессионал в сфере стоматологии? Писатель, художник, даже физик-ядерщик - понятно.

- Я мечтал о частной практике - она у меня есть. В этом, кстати, очень помог коллега Александр Леонидович Лисицын, высококлассный доктор и мой друг. У нас частный кабинет на два кресла, оборудованный если не по последнему слову техники, то близко к тому. Я не даю рекламу в газеты, но у меня запись на неделю вперед, а конкурентов (не люблю этого слова, от него коммерцией веет) - двадцать шесть частных кабинетов. Разве этого мало? Хотя я понимаю к чему вы клоните. Творчество? Без него в нашем деле, поверьте, никуда...

Пломбировать каналы - это искусство

- Владимир Иванович, а объяснить можете про творчество? Мне иногда кажется, что даже журналистика не творческая, а сугубо прикладная штучка.

- Основное свойство лечебной стоматологии - качественное лечение кариеса и качественное пломбирование корневых каналов. Последнее, считаю, просто искусство, которым владеет далеко не каждый врач. Да, в этом случае необходимы определенные виды довольно дорогого медицинского оборудования и инструментария. Но дело даже не в приборах, а в человеке, который лечит. На мой взгляд, в Северодвинске огромная проблема со стоматологами, которые знают в совершенстве анатомию корневого канала и умеют работать с этим каналом так, чтобы зуб выжил и жил. Редко кто борется за него, если что - сразу удалять, так проще. Между прочим, в западной стоматологии с каналами работают отдельные специалисты - эндодантисты.

- Может быть, у наших врачей элементарно времени на все не хватает?

- Может быть. В этом смысле мне, частнику, проще. Я не скован рамками плана, в моей приемной пациенты не сидят в очереди. Если что-то не получается сразу, могу позволить себе отвлечься и подумать. А вечером обсудить ту или иную проблему с коллегами из других городов и стран на профессиональном форуме в Интернете. Поскольку люди в основном с запущенными случаями идут, приходится колдовать и изощряться.

- Владимир Иванович, вы вот говорите, я, мол, частник, мне проще. Но ведь не выгодно вам «думать» по часу над одним зубом. Это ваш заработок.

- Я над этой дилеммой в свое время размышлял и пришел к двум выводам. Первый - лучше, как вы говорите, думать по часу, но сделать работу качественно. Довольный пациент приведет еще троих пациентов. Недовольный расскажет о тебе одиннадцати своим знакомым. Это не я придумал, это статистика. Второй вывод: частными медицинскими учреждениями должны руководить медики, а не менеджеры. Это не магазин, не автомастерская и не химчистка, это живые люди и их здоровье. Только врач может осознавать, насколько серьезное и ответственное дело - работать со здоровьем человека. Здесь рвачество неуместно, поэтому мне не очень нравится ситуация, когда классический предприниматель, заработав на рынке, вкладывается в модный медицинский бизнес, а потом требует план по валу.

- Сейчас много говорят о «светлом будущем» муниципальной стоматологии. Смелый, но неприятный, пугающий прогноз на этот счет: платить за лечение зубов будут все, кроме самых бедных. Вы в это верите?

- Верю. Просто я знаю настоящую цену удовольствия общаться со стоматологом. О доходах простого врача или медсестры говорить не буду, и так все известно. Стоматология сама по себе затратная отрасль медицины. Психотерапевту, допустим, для исполнения своих обязанностей нужен диплом, стол и стул. Зубному врачу - огромное количество приспособлений и медикаментов. В основном таких, которые не выпускаются на территории бывшего Советского Союза. Тут, простите, никакого бюджета не хватит. У меня на столе наконечник для бормашины лежит, видите? Стоит пятьсот долларов. А что делать?

- У вас на столе, я смотрю, кроме ценного инструмента, с десяток пачек жвачки «Орбит». Откройте секрет, действительно лучшая защита от кариеса?

- Лучшая зашита от кариеса - чистить зубы после каждого приема пищи и регулярно посещать стоматолога. А «Орбит» - так это я курить бросаю.

- Вот как! Владимир Иванович, задам вам напоследок вопрос, который меня почему-то всегда сильно волновал. Интересно, из каких соображений люди выбирают профессию стоматолога? Вы, к примеру, почему именно на ней остановились?

- Честно, никакой романтики и корысти. В детстве мучился с зубами, а из школьных предметов мне лучше всего давалась биология. Можно сказать, совместил приятное с полезным. О чем и по сей день не жалею.

Наталья КОЛОГРЕЕВА