Вечерний Северодвинск
Номер от 8 ноября 2005 г.

Романтики с большой дороги
Такими предстали братья Гримм в одноименном фильме

Фильм, конечно, нахальный. Посмотри его братья Гримм, сказали бы что-то вроде этого: «Вот и делай людям добро». А может, просто рассмеялись бы.

КАК, оказывается, создавался их знаменитый сборник сказок? Братья переезжали из одного немецкого городка в другой и зарабатывали на местных суевериях, с помощью театрализации побеждая ведьм и прочую жуть. Иными словами, они были мошенниками. При этом брат Якоб записывал услышанные истории...

Рассердиться на такую сюжетную загогулину - что с Гриммами сделали! - не успеваешь. Сначала все это забавляет, а затем доходит: циники-прагматики нужны были, чтобы столкнуть их с тем, во что они не верят, - со сказкой.

«Братья Гримм» - лента неор-динарного американского режиссера Терри Гиллиама. Роли Якоба и Вильгельма юмористически исполнили Хит Леджер и Мэтт Дэймон. В их игре лично мне не хватало несловесного, неповерхностного изумления перед внезапно открывшимся фантастическим миром. Что касается фильма целиком, ему недоставало значительности в жестах, а ведь в мрачных сказках каждый жест судьбоносен.

Но не стоит преувеличивать этот недостаток. Сказка, которую рассказал Гиллиам, способна и впечатлить, и даже взволновать. Чем именно? Своей неновой и вместе с тем свежей поэзией: волшебным зеркалом... или вот девочка - почти что Офелия - спит в пруду непробудным сном. Великолепно актерски сделано превращение Вильгельма в заколдованного принца: всего лишь меняется выражение лица, но кажется, что уже никого, кроме прекрасной и злой королевы, для Вильгельма не существует: ни свата, ни Якоба.

Время действия картины точно датировано - 1811 год. Германию оккупировали французские войска. Политическая часть сюжета, разумеется, не случайность, она вовсю работает на расширение и углубление конфликта двух мироощущений - рационалистского и «сказочного». Вспомним, что Франция - родина Просвещения, а Германия - колыбель романтизма. Просвещение утверждали, в том числе, наполеоновские штыки. В фильме «Братья Гримм» это оно, гротескно изображенное, палит из пушек по волшебному лесу, пытаясь его сжечь. Но королева-колдунья подула - и огонь потух, солдат прогресса разметало, а на голове у французского генерала комически вздыбился клок волос. Эпоха романтизма прогнала эпоху Просвещения - урок истории культуры в общедоступной форме. Ну а романтики с большой дороги Вильгельм и Якоб Гриммы стали романтиками в искусствоведческом смысле этого слова - тут уже урок литературы или, точнее говоря, урок занимательной литературной игры.

Андрей НЕФЕДОВ