Вечерний Северодвинск
Номер от 20 октября 2005 г.

Экстремальный полигон

Это просто куча хлама...

Свалка ТБО расположена в юго-восточной части города, эксплуатируется с 1967 года, площадь ее составляет около 23 га. Проектная документация на строительство существующей свалки твердых бытовых отходов не разрабатывалась и не согласовывалась.

На полигоне отсутствует гидроизоляция. Формирующийся на территории свалки поверхностный сток через систему дренажных канав поступает в озеро Новое и озеро на улице Железнодорожной, которое каналом связано с озером на проспекте Ленина, рекой Заборихой, а далее с рекой Кудьмой...

Пять лет спустя

Ни для кого не секрет, что Северодвинск живет заводами. Они дают горожанам рабочие места, стабильную зарплату и... тонны мусора.

Серьезнейшую проблему представляют и отработанные нефтепродукты; отходы медицинских учреждений, тепловой электростанции - в ближайшие несколько лет будет исчерпана емкость существующего золоотвала Северодвинской ТЭЦ-1.

Новый построят в 2010 году. По крайней мере, так запланировано в программе по обращению с отходами, принятой этим летом администрацией города. С нею нас познакомил начальник отдела коммунального хозяйства города Александр Мартынов. За пять лет предполагается максимально очистить Северодвинск от накопившейся грязи - организовать сбор, хранение и утилизацию ртутьсодержащих отходов, отработанных нефтепродуктов, очистить землю ТЭЦ-2, загрязненную мазутом. Тот же срок - на исследования состояния нынешней свалки, ее последующей ликвидации, и разработку системы наблюдения за экологией окружающей полигон среды.

Северодвинск приобретет специальные установки для обезвреживания и утилизации медицинских отходов, трупосжигательную печь (которую уже так долго ждет служба саночистки города) и новую технику для вывоза мусора. Деньги на покупку еще одного бульдозера для нужд городской свалки будут выделены из областного бюджета.

В том же недалеком 2010 году будет построен современный полигон ТБО с гидроизоляцией (предположительно, в районе ТЭЦ-2), очистные сооружения на выпусках городской ливневой канализации, участок сжигания неопасных отходов. В будущем мусор будет сортироваться - вторсырье для последующей переработки, а отходы - для обезвреживания в специальной высокотемпературной печи. Хранилище на Мироновой горе ликвидируют.

Их город скоро сровняют с землей

Городская свалка - это второй город, со своими районами, жителями, улицами... Населяют полигон бомжи, которые не смогли найти себе места в городской суете.

ОНИ ютятся в постройках из картонных коробок и деревянных ящиков. Завешивают стены старыми коврами, собирают колченогие стулья, диваны и столы.

В грязи и вони основной свалки обитает низшая каста мусорных жителей. Каждую машину, которая привозит на полигон городские отходы, встречает их делегация. Спешат, перерывают свежесваленные кучи, выбирая то, что не заметили городские бомжи. Знатоки загородной жизни называют их «пьющими», в отличие от «непьющих» соседней свалки. Нет, конечно, и те закладывают за воротник неплохо, но стоят на ногах увереннее и взгляд осмысленнее.

Высокий загорелый молодой человек с мобильным телефоном на шее прикатил на ржавом старом «Москвиче» с новыми номерами. Представился весьма поэтично: «Кто я? А я никто, ну как ветер в этом поле...» (К слову, в поле этой свалки ветер посвежее предыдущей.) Незнакомец оказался местным жителем. Дал детальный отчет об обстановке: «Все в порядке, живем. Тут наши, там - не наши. Все схвачено, не ссоримся, работаем». Говорит, газеты читает, за новостями по телевизору следит, даже имена городских звезд экрана знает. Меня, к примеру, перепутал с Леной Юковлевой (или Верой Богдановой?) и просил рассказать про погоду.

Мусорный город живет, ширится и пахнет. Только срок его существования подходит к концу, с 2009 года планируется начать строительство нового полигона ТБО, а старый будет засыпан землей.

Главное, чтобы никто не видел

У предпринимателей система отработана. Заказывается грузовая машина (или используется своя), водителю выдается стольник за работу и ценное указание мусор увезти.

Куда? Предпринимателя это не волнует. Зато беспокоит водилу. За размещение мусора на городской свалке приходится раскошеливаться аж на 70 (!) рублей. Работать за тридцатку? Зачем? Легче вывезти за город и скинуть где попало, зато деньги целы и бензин сэкономлен.

Один из вариантов решения проблемы предложили управление экономики, комитет ЖКХ и экологи города. Долгое время эти организации работали над проектом сбора и вывоза ТБО, который устроит и администрацию, и предпринимателей. Сейчас он согласован, утвержден и готов к действию. Предприниматели через предприятия ЖКХ получат на руки готовые договоры на вывоз ТБО, в которых нормы будут уже просчитаны экономистами и проставлены в пустующие графы. Остается лишь подписать.

Эти самые нормы отходов для предприятий взяты не с потолка, а рассчитывались по опыту других городов. Самые высокие платежи будут у торговых павильонов, низкие - у автостоянок и заправок.

Химические инциденты

Если размахнуться и разбить разом тысячу люминесцентных ламп, то опаснейшими для здоровья парами ртути будет заражено 25 миллионов кубометров воздуха с концентрацией, в десять раз превышающей допустимую.

- Во дворе здания аварийно-спасательной службы еще недавно лежало 1200 ламп, и куча эта была, поверьте, не такая уж большая. Насчет ветра: пары ртути имеют свойство накапливаться во всех строительных конструкциях: в бетоне, металле. Многие не считают ртуть опасным веществом, а на самом деле по токсичности она во много раз превышает соединения мышьяка.

- С той гадостью все понятно: не ешь - умрешь. А дышать парами без цвета и запаха...

- ...очень опасно. Причем вред от этого не сиюминутный, через месяцы, а то и годы он может привести к поражению центральной нервной системы, органов дыхания, пищеварения, почек, крови.

«Химические инциденты» - так на языках спасателей называется работа со скользким металлом и его производными. Еще более скользкие элементы - те, кто выбрасывает старые лампы куда ни попадя. Попался только один, сбросивший опасный хлам во дворе своей организации. Когда поступил сигнал об этом, рабочий день уже закончился, а акт об административном нарушении надо составлять в тот самый день или вообще никогда. Так что безответственный руководитель даже небольшого штрафа не поимел. Такие у нас законы.

Деньги - 7 рублей 36 копеек - столько берут в Новодвинске за утилизацию одной лампы, и время берегут те, кто обязан своим ходом вывозить свой опасный мусор на утилизацию. Хлопот прибавляет и то, что без упаковки никто его не примет. Спасатели их сами мастерят, удлиняя обычные картонные кубики. А безответственные люди себя не утруждают: выбросят, быстренько убегут от очередной несанкционированной свалки и вздохнут свободно.

Простые респираторы, говорит Константин Окулов, на месте лампочного побоища не помогут. Но у прошедших специальное обучение и строгую медкомиссию спасателей имеются надежные средства защиты, а также химикаты для обработки зараженных территорий, контейнеры для сбора металлической ртути, очень дорогой прибор для определения концентрации ее паров. Есть почти все. Нет только... права заниматься тем, чем приходится заниматься почти каждую неделю, борясь с последствиями безнаказанности должностных лиц и экологической безграмотности горожан.

- Для работы с отходами первого класса опасности необходима лицензия, а ее нам не выдают из-за отсутствия оборудованного места для временного хранения ламп и прочих опасных находок, - объясняет главный спасатель.

- Наверное, трудно его оборудовать?

- Нужно просто купить металлический гараж и найти для него место. Подсчитали: на это, а также на утилизацию, покупку химикатов и контейнеров необходимо 122 тысячи рублей. Если эту сумму из городского бюджета мы в следующем году получим, будет создана хорошая основа для работы. А пока...

Константин Григорьевич показывает на четыре забитые газетными вырезками папки. В них начиная с 1990 года множество статей о разлитой ртути, о выброшенных люминесцентных лампах. Особо активно архив заполняться стал после того, как приказал долго жить экологический фонд, оплачивающий с 1995 по 2000 год расходы на утилизацию собранных у населения опасных отходов. И после развала «Вторресурсов».

Куда теперь население битые градусники «сдает» - известно: в мусоропроводы и контейнеры. А что делать?

- Собрать ртуть в стеклянную посуду, - диктует правило Константин Окулов, - залить ее водой, плотно закрыть крышкой и... поставить в прохладное место. До лучших времен.