Вечерний Северодвинск
Номер от 18 октября 2005 г.

Мы на тебе, как на войне...
Взгляд на дорогу из окна машины «У»

Николай Николаевич Стахеев - особо придирчивый водитель и пешеход. Он учит северодвинцев правилам поведения за рулем. То, что творится на северодвинских дорогах, он определяет одним словом - хаос: пешеходы ходят там, где удобнее, водители ездят по своим законам. А те, что кровью жертв записаны на 56 страницах Правил дорожного движения, не выполняют. Почему, учитель?

- Если человек видел дорожную разметку только в учебнике, если не во всех положенных местах есть нужные знаки, трудно требовать исполнения всех правил. Они с нами соглашаются, пока учатся. Но потом даже самый здравомыслящий водитель, если его постоянно тюкают и подрезают, тоже начинает ездить, как все. Чтобы не быть белой вороной.

- Хамят коллеги?

- Сплошь и рядом. Ученик, выезжает на дорогу, как необстрелянный солдат на войну. Он имеет право на снисхождение, но попробуй чуть замешкаться - тут же пиликанье сигналов, матюги из открытых окон автомобилей. Наверное, потому так несдержанны более опытные водители, что считают себя мастерами. А какой ты мастер, если сам не знаешь правил?! Недавно на перекрестке такой «знаток», создав критическую ситуацию, выскочил из машины, кричать начал на ученика: «Что ты делаешь, у меня в машине полно детей». А сам был чуть тепленьким. Пьяный водитель - преступник, никого за это нельзя прощать. Но зайдите вечером в любое кафе: возле дверей стоят автомобили. Пиво, а то и водочка, сел и поехал... Норма жизни!

- Многие считают, что нормой жизни должны стать разложенные по всему городу хампы.

- Если посчитать, то уже тысяч на 300 в землю зарыто лежачих полицейских. А какой толк? Никакого! Водители просто их перепрыгивают. То же самое будет и на опасном переходе возле «Радуги». Да, надо что-то делать. Но обратите внимание, как переходят в этом месте дорогу ученики? Не по переходу, а напрямую, и родители там же ведут своих детей за ручку.

- Не научены...

- Наши ученики, в первый раз прочитав Правила дорожного движения, удивляются: «Надо же, у нас, пешеходов, оказывается, полторы страницы обязанностей». Узнают об этом, только когда решают сесть за руль. А дальше, как в анекдоте: водителем я еще не стал, но пешеходов уже ненавижу. Одна моя ученица сказала: «Когда буду сама ездить - никого не пропущу. Потому что со мной так же поступали».

- И что с этим замкнутым кругом делать?

- Все равно стремление к порядку у людей есть. Ведь смогли его навести на перекрестке Труда и Ломоносова. Дежурившие там сотрудники ГИБДД научили людей правильно ходить. ПАТП автостоянку хорошую сделало, да еще и дорогу рядом отремонтировало. Или возьмите территорию возле ЦУМа: администрация не пожалела денег, оборудовали площадку по правилам, и все отлично. А посмотрите, как территория вдоль СМП нерационально машинами заставлена. Хотя достаточно только сделать разметку, и места сразу добавится. Обратите внимание, какое столпотворение под запрещающим знаком у здания милиции, возле точек, где за телефоны можно заплатить, - на клумбах машины стоят! Если все в норму привести, люди привыкнут.

- Норма, правила - трудно все это в России приживается.

- Когда с западным порядком наш сравнивают, обычно говорят: менталитет у них другой. Дело не в менталитете, а в строгости наказания. Там не пристегнулся ремнем - 50 евро плати. Переведите на рубли и сравните с нашими 50 рэ за такое же нарушение. Будут наказывать тысячными штрафами, тогда все пристегнутся. А пока ремни безопасности у нас только для красоты и постов ГИБДД. Надо бить рублем! И на эти деньги наводить порядок. Если пройти по городу и собрать штрафы со всех, кто правила нарушает, каждый год можно будет новый асфальт на всех улицах класть. Инспекторы говорят: рады бы это делать, но правовой базы нет.

- И их самих не хватает.

- Ничто так не дисциплинирует дорогу, как человек в форме, просто стоящий на ней. Посмотрите, сколько инспекторов на дорогах в Архангельске, кстати, и с разметкой на его оживленных магистралях все в порядке. А где мы видим наших сотрудников ГИБДД? Возле ДТП! Часами документы вынуждены оформлять на месте аварии, после смены ехать в кабинет, журналы заполнять. А за дорогой следить времени, техники и бензина не хватает. Уверен, изменить ситуацию можно, это в силах тех, кто руководит городом, кто распределяет его бюджет. Не может быть никакого оправдания тому, что столько людей гибнет на дорогах.

- А пока - спасайся сам?

- Мой сын каждый день ездит на учебу в Архангельск. Я ему постоянно говорю: как только увидишь, что водитель нарушает правила, громко заяви: «Будете лихачить, в вашу администрацию заявлю!». Не надо стесняться, жизнь дороже. К сожалению, даже автобусники, профессионализм которых должен быть очень высоким, такое порой творят, что без слез не глянешь. Оказывается - вынуждены нарушать правила, потому что иначе в график не уложатся. Значит, нужно пересматривать такие опасные графики! Нужно спасать людей и от таксистов, разъезжающих на откровенно неисправных машинах и без должного опыта.

- Николай Николаевич, а вы сами всегда соблюдаете все правила?

- Стараюсь, но даже у меня не всегда это получается.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА

Оксана Анисимова, инспектор ОГИБДД УВД Северодвинска:

- Обстановка с безопасностью движения на наших дорогах остается очень напряженной. С 1 сентября по 13 октября этого года произошло 443 ДТП, в 48 из них пострадали 59 человек, 6 погибло.

Причины традиционны. Со стороны водителей: превышение скорости, пьянство за рулем, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах, несоблюдение дистанции. Со стороны пешеходов: переход дороги в не установленном для этого месте, перед близко идущим транспортом, выход на проезжую часть из-за стоящей машины.

Юрий Ливенцев, инспектор ОГИБДД:

- ГИБДД борется с нарушителями всеми возможными способами. Прежде всего ужесточены меры наказания за особо грубые нарушения. Например, за управление автомобилем в нетрезвом виде штрафов нет. Просто сто процентов водителей, задержанных за это нарушение, лишаются прав на срок от 1,5 до 2 лет. Дискуссии о возможности разрешения минимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови прекращены. С начала 2005 года в Северодвинске лишены права управления за грубые нарушения Правил дорожного движения 570 человек.

Также сейчас милиция может лишать водителя прав за следующие нарушения:

- уезд с места ДТП;

- проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора;

- езда с подложными государственными номерами;

- причинение легкого или среднего вреда здоровью при ДТП;

- выезд на полосу встречного движения;

- управление автомобилем, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или красные светоотражатели;

- нарушение перевозки крупногабаритных грузов.