Вечерний Северодвинск
Номер от 10 октября 2005 г.

Экономят на уважении
Пятница. Конец рабочего дня. Душа поет: впереди два выходных, а за окном роскошное бабье лето. К тому же сегодня 30 сентября, день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии... Звоню домой, чтобы поздравить с именинами свою четырнадцатилетнюю Надюшку.

НО голосок у дочери совсем не праздничный, напряженно звенит и срывается от обиды:

- Представляешь, по пути из школы зашла в павильончик, думала шампунь купить. Пакет в шкафчик положила, взяла корзинку. Ничего подходящего для себя не нашла и пошла на выход. Вдруг кассирша мне дорогу перегородила: «Девушка, у нас тут на днях ограбление произошло, покажите свои карманы». Как грозный милиционер, за кассой сидела, а я, как пойманный воришка, выкладывала перед ней мобильник, перчатки, носовой платок... Почему именно подростков всегда в краже подозревают! Зачем же нас так унижать?!

Дочка едва сдерживала слезы.

Такое своеобразное «поздравление» получила она от работников магазина в день ангела. Пустяк, конечно. Но ведь не зря говорят, что даже самая крошечная ложка дегтя бочку меда испортить может...

Я знаю эту торговую сеть. Ее работники нередко подчеркивают, что «честь мундира» для них прежде всего. С солидными взрослыми покупателями они безукоризненно вежливы: помогут выбрать нужный товар, проводят очаровательной улыбкой и неизменными фразами: «Благодарим за покупку», «Всего доброго, приходите к нам еще!» Но почему такая культура обслуживания не распространяется на детей и подростков? Ведь они хоть и несовершеннолетние, но тоже потребители и имеют свои права, а самое главное (о чем никогда не надо забывать!) - чувство собственного достоинства! И то, что «подростки крадут», вовсе не оправдание для такого поведения продавцов. К сожалению, до мелких краж опускаются порой не только дети и люди за чертой бедности, но и вполне респектабельные на вид покупатели. И никому в голову не придет подвергать их унизительному обыску.

Конечно, любая, даже незначительная кража больно бьет по карману продавца. Но бороться с этим неприятным явлением нужно иначе, тем более в магазине, где есть охранник и система видеонаблюдения.

Марина СЕРЕБРЯКОВА