Вечерний Северодвинск
Номер от 29 сентября 2005 г.

Парус, порвали парус...
ШТИЛЬ - явление довольно редкое для наших широт, но в пору бабьего лета такие сюрпризы случаются. Впрочем, для истинных спортсменов это не стало непреодолимым препятствием. Распушив генуи и спинакеры, им без особого труда удалось преодолеть установленную дистанцию.

Гораздо более серьезной неприятностью в устьях северных рек считаются блуждающие мели, особенно опасные для крупных килевых яхт. Не прошло и часа, как на одной из таких мелей оказалась «Голгофа».

Наблюдая за происходящей гонкой крейсеров со стороны, я лишний раз утверждался в мысли, что парусный спорт - удивительное занятие, позволяющее особой категории энтузиастов получать удовольствие от длительного нахождения в тесноте и сырости. Расхожее заблуждение, что яхтинг - спорт дорогой, а посему яхтсмены - люди сплошь зажиточные. Вот тут-то самое время кое-что пояснить. Во-первых, не надо путать яхтсменов с владельцами дорогих яхт из когорты «новых русских». Те, как правило, не отрываются от пирса более чем на пару-тройку часов, предпочитая бушующей стихии замкнутые акватории типа Химкинского водохранилища или, на худой конец, Маркизовой лужи. Их цель - пикник в морском интерьере с боцманской дудкой на пухлой груди и «флотской» чаркой в руке.

В дальние походы устремляются преимущественно люди старой закваски. Из когорты энтузиастов, увы, откровенно вымирающей, что и неудивительно, если учесть отношение властей к парусному спорту в наши дни. «Крестовый поход на общественные яхт-клубы», по выражению президента петербургского парусного союза Владимира Логинова, продолжается. И, как это ни странно, главным образом в приморских городах.

Казалось бы, что может быть естественней - культивировать водные виды спорта в портовых городах или на базе градообразующих комплексов Судпрома. Не тут-то было! И ярчайший пример тому - Санкт-Петербург. «Морская столица» уверенно лидирует в темпах искоренения яхтинга, считая его занятием если не никчемным, то, по крайней мере, малоэффективным для городского бюджета, нацеленного на «стратегические инвестиции» и проекты мгновенной окупаемости. Разумеется, в «священном деле удвоения ВВП» место для парусного спорта трудно углядеть, но ведь существуют и другие мотивации.

Культурный и нравственный кризис нации налицо? Так зачем же хоронить то, что имеет к этому самое непосредственное отношение, способствуя не только физическому, но духовному развитию? Любят у нас поговорить и о «лице морского города», забывая, что любое лицо требует регулярного ухода, а не разовой «подтяжки» шаловливыми руками хирурга-любителя.

На вопрос, как обстоят дела в Северодвинске, опытнейший яхтсмен, капитан яхты «Секрет» и многолетний командор клуба «Север» Петр Коренюгин ответил без особого воодушевления:

- Перспективы самые мрачные. Похоже, все идет к финалу. Молодежь калачом не заманишь, да и чем заманивать? Государство самоустранилось. Новых яхт нынче никто не покупает, а чтобы поддерживать в приличном виде старые, экипажи вынуждены сбрасываться. Для участия в той же Соловецкой регате энтузиасты тратят исключительно личные сбережения. А сейчас все мы, и капитаны особенно, как на распутье. Стоит ли тратиться, если скоро на месте яхт-клуба ничего не будет? Потенциальных инвесторов при такой ситуации днем с огнем не сыщешь. А ведь клуб «Север» уникален, он единственный, где яхты поднимают волоком! Год назад произошли структурные изменения. Теперь мы - некоммерческое партнерство. Основные учредители - профсоюзные комитеты Севмаша и «Звездочки». От севмашевского спорткомбината нам перешли яхты, «Звездочка» помогает оплачивать счета за электроэнергию...

- Выходит, Петр Георгиевич, средств никто не выделяет?

- Само собой! Городские власти и, в частности, спорткомитет считают, что мы и так тут заколачиваем бешеные деньги!

- Естественно, ведь Северо-двинск - известный центр мирового туризма. Клиентов хоть отбавляй. Одни только американские сенаторы по нескольку раз в год приезжают. Не все же время они заняты контролем за процессом утилизации наших подлодок?

- Вот-вот. А с будущего года и вообще никто помогать не будет. Известно, что, как только наши здания - эллинги - со всеми потрохами перейдут в ведение муниципальных властей, нас попытаются «реорганизовать», объединить чуть ли не с Клубом юных моряков. Тогда яхт-клуб как единица просто погибнет.

Мы это уже проходили в 60-х годах. Был здесь морской клуб, куда входили водномоторники, яхтсмены, аквалангисты (дайверы на сегодняшнем языке), гребцы и прочие. Но у всех свои интересы. Это примерно то же самое, что объединить федерацию горнолыжного спорта с равнинными лыжниками. Разве так можно поступать?

- Запрягать в одну телегу «коня и трепетную лань»!

- Спортивные власти заявляют, что именно так и должно быть. Поэтому особых иллюзий мы не питаем. Боремся за идею из последних сил. Ведь как-никак город кораблестроителей!

- Да, на счету клуба немало славных достижений. Чего стоят только странствия по полярным морям, или прошлогодний поход «Экспромта» на Новую Землю? Кстати, что случилось с «Агинеем» на пути в Исландию и Гренландию?

- Жестокие встречные шторма вызвали сильное отставание от графика, к тому же вышла из строя «навигация». У Лофотенских островов поняли, что наступает цейтнот. Было принято решение возвращаться. Впрочем, поговорите лучше с капитаном - Виктором Ивановичем Кузнецовым.

- Непременно. Мы уже договорились о встрече.

- Ну, а нам, как всегда, остается надеяться на лучшее...

Похоже, нечто подобное утешало и экипаж «Голгофы», силуэт которой продолжал одиноко маячить на сумеречном горизонте. Близилась полная вода, шел прилив, а с ними и надежда поднять корпус судна на воду...

Сергей АПРЕЛЕВ