Вечерний Северодвинск
Номер от 29 сентября 2005 г.

Народу не до Вадика
Есть в России такая традиция: раз в год президент выходит в эфир и с народом разговаривает

Еще будут мусолить каждое путинское слово, малейшее движение его руки, длительность и количество пауз. А пока отмечу, что наш президент практически не шутил, улыбался редко и носит теперь часы не на правой, а на левой руке.

Вопросов у россиян поднакопилось порядком. Но никакой Америки Путину не открыли: волнует народ все то же самое. Крах медицины, нищее образование, отсутствие жилья и работы, низкие пенсии и социальные пособия, бездушие местных чиновников, неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. Более миллиона звонков и эсэмэсок получил наш гарант, ответил всего на 60. Хотя сам сказал, готовился, родимый, полуночничал, в Интернете сидел, вопросы отсматривал.

Итак, Владимир Путин успел дать народу десятка два обещаний, в основном социальных, повозмущался высокими ценами на бензин и тяжелым налоговым бременем нефтяников, поругал региональные и муниципальные власти за плохую работу, дал пару юридических консультаций, сделал комплимент красивой студентке. И ни слова о горячем Кавказе, о борьбе с террористами, коррупции, забуревших чиновниках, милицейском беспределе и судебном произволе, об отмене выборов губернаторов и депутатов-одномандатников в Госдуме. Даже про «коммуналку» не вспомнили, ни слова о тарифах, о плачевном состоянии ЖКХ, а это уж совсем странно.

Зато про постоянное внимание было, про необходимость «концентрации силы и финансов», «мобилизацию организационных, административных и финансовых усилий» за три часа было сказано немало. А еще президент признался, что боится, что стабилизационный фонд разворуют, поэтому просит общественность взять этот вопрос под свой контроль. И еще он уверен, что в Кремле саботажа нет, но очень переживает, что не все его поручения исполняются должным образом.

При включении некоторых городов резанули глаз несолидные какие-то кучки людей. Неужели желающих пообщаться с главой государства больше не нашлось? Вряд ли. Скорее, мало кто из желающих смог пробраться сквозь милицейские кордоны, а остальные в это время у телефонов были, дозванивались.

Миллион вопросов, и ничего личного. Ни в вопросах, ни в ответах. Даже про президентских собачку Кони и лошадку Вадика молчок. Вы как знаете, а я никогда не поверю, что людей, задававших вопросы, интересовали в основном государственные проблемы. Вот бы наш Александр Беляев обрадовался, если бы ему в программу «Спрошу у мэра» народ так же звонил, с проблемами масштабными, предложениями интересными, вопросы бы задавал умные. Он, наивный, наверняка предполагал, что его диалог с горожанами выльется во что-то солидное и значимое... А в результате? Там течет, тут протекает, все мелко, буднично, болячки конкретные.

Подобная программа существует и в Воркуте, но несколько лет назад тамошний мэр Игорь Шпектор из своего общения с горожанами шоу с офигительным рейтингом сделал. Сидел он в студии один. На столе перед ним телефон. Звонок в студию: пенсионерка жалуется на скользкие тротуары. Шпектор тут же набирает номер. А подать сюда Пупкина. Ну что, брат Пупкин, слышал? Что ж ты, такой-рассякой бабулю до слез довел! Чтоб к утру асфальт у дома старушки лично песочком посыпал. Сам проверю. Так и сидели во время эфира руководители всех городских служб в своих кабинетах и тряслись в ожидании публичной порки. Правда, программа, на их счастье, просуществовала недолго, потом была убедительная победа действующего мэра на выборах - и тишина. А зря, народу нравилось.

Елена ОГОРОДНИКОВА