Вечерний Северодвинск
Номер от 29 сентября 2005 г.

Наедине с учителем
Казалось бы, об этом может мечтать каждый педагог: в средней школе уроки идут с каждым учеником отдельно, с глазу на глаз, - так обычно работает репетитор... Вот только ученики здесь, в школе №37, особые - те, кто по состоянию здоровья временно или постоянно не может посещать занятия в обычном классе.

ДИРЕКТОР школы Оксана Чеснокова показывает альбом с фотографиями, вырезками из газет. На фото вот к этой публикации 2000 года, одной из первых, она сама ведет занятие с прикованным к постели мальчиком. Сейчас она рада сказать, что паренек этот уже успешно окончил школу и поступил в профессиональное училище, и здоровье его значительно улучшилось. К сожалению, не все истории воспитанников 37-й столь благополучны. Есть диагнозы очень тяжелые, беспощадные даже... Что ж, судьбы людей решаются не здесь. Здесь от нас зависит, чтобы в любой, даже самой нелегкой детской судьбе стало хотя бы немного больше света и тепла. И педагогам 37-й этот очень тяжелый труд удается.

Некоторые дети могут приходить в саму школу, вернее, в те два класса, которые 37-я занимает в здании школы №15; другие занимаются с учителями на дому. Программа соответствует обычным госстандартам - в ряде случаев их дополняет и начальная профессиональная подготовка, которую ведут преподаватели 33-й школы, - но реализуется по индивидуальным планам, которые приспосабливаются к состоянию здоровья и к другим проблемам учеников и их родителей. Восемь часов на ученика в начальной школе, десять - в среднем звене, 11 - в девятом и 12 - в десятом и одиннадцатом классах - этого достаточно, чтобы усвоить курс средней школы. Конечно, при обязательных условиях - профессионализме и доброте наставников и желании детей учиться.

То и другое в 37-й есть.

О доброте мы сказали не случайно. Далеко не каждый сможет работать с тяжело больным ребенком, лишенным обычных детских радостей, подчас посреди бытовой неустроенности - в числе полусотни воспитанников 37-й есть дети из неблагополучных семей. Думается, в штате школы нужен психолог - и не только для работы с детьми, но, быть может, и для помощи самим педагогам; да и многое здесь необходимо. И все же настоящим учителям удается преодолевать все трудности. Тем более что в этом им бескорыстно помогают десятки отзывчивых людей, перечень которых занял бы не один абзац...

Алексей ЯНИН