Вечерний Северодвинск
Номер от 27 сентября 2005 г.

«Огуречный» театр Саиды
Из Москвы пришла горькая весть. На 86-м году жизни скончалась Саида Дмитриевна Нагапетова, отдавшая работе в северодвинском театре более полувека.

РАБОТНИКИ театра, в свое время столкнувшиеся с этим беспокойным, но бесконечно добрым человеком, собрались в театральном музее, чтобы почтить память ветерана. И причудливой вязью потекли воспоминания...

Лариса Головина, актриса:

- Саида Дмитриевна проработала здесь пятьдесят пять лет. Воевала в Великую Отечественную, а потом связала жизнь со сценой, которой служила верой и правдой. Она была скромнейшей женщиной. Редко случается, чтобы человек был и умным, и красивым, и при этом обладал душой высшей пробы. А в ее случае было именно так. Ей были даны большие права - она заведовала труппой. Но никогда ни словом, ни взглядом никого не обидела, хотя по натуре была настоящим командиром. Перечить ей в чем-то было просто нереально.

Ей всегда были присущи высокая культура и подлинная интеллигентность. Саида Дмитриевна ушла, но душа ее осталась с нами. Кажется, вот-вот раздастся ее голос: «Огурчики, на сцену! Лариса, огурчик, бегом!»

Надежда Тютева, заведующая литературной частью:

- Я пришла в театр абсолютно неученая, в отличие от многих и многих. Практически пришла с улицы. Мне было 23 года. Безобразно молода и безобразно неумела. Саида Дмитриевна стала одним из моих учителей. В первый же день подошла ко мне близко и спросила: «Надя, огурчик мой, тебе нравится это? Правда нравится? Значит, будем работать. Я тебе буду помогать. Знаешь, Наденька, театр - это очень трудно». При слове «театр» в ней всегда просыпались благоговение и восторг.

Помню, мы были на гастролях, жили вместе в гостинице. Она всегда просыпалась рано, часов в шесть. В неглиже пила утренний чай, но всегда на голове бигуди. Она не мыслила себе, как это можно прийти на спектакль без кудрей, без прически. И вот сидит неглиже, ножка на ножку, но при этом понимаешь, что перед тобой - Дама. Она с головы до пят была именно Дамой. Ей не было легко в жизни, но она всегда была и оставалась Женщиной до конца. Когда ей было шестьдесят пять, она перешла на вахту. И сидит на проходной - обязательно прическа, макияж, маникюр. Многим с нее надо бы брать пример, особенно молодым артисткам. Они, бывало, прибегали в театр прямо к началу. И Саида трагическим полушепотом укоряла: «Так нельзя, огурчики, так нельзя!» Моя дочь с детства ходила в театр, она Саиду Дмитриевну так и называла: «Тетенька Огурчик».

Лариса Сыпко, актриса:

- Я ее в семидесятых годах узнала, и она меня просто поразила, очень яркая личность с бесконечной любовью к театру. Она среди нас жила и живет, никуда не уходит. Когда я провожу экскурсии по театру, то всегда рассказываю о Саиде Дмитриевне, и рассказ этот занимает добрую половину встречи. Не было случая, чтобы я не говорила о ее истовой любви к жизни и театру.

Лариса Еремеева, заведующая парикмахерским цехом:

- Она во всем была для нас примером. Заходишь в театр и, если на вахте Саида Дмитриевна, сразу получаешь заряд бодрости, энергии. Глядя на нее, просто хочется жить, хотя возраст у нее уже был преклонный, а мы, молодые, всегда тянулись к ней, хотели быть похожими на нее. И любовь к театру у нее потрясающая.

Лариса Сыпко:

- А вот любовь театра к ней выразилась достаточно своеобразно. Когда она перешла на вахту, у нее были проблемы со слухом, могла не услышать телефонный звонок. И вот для нее установили специальный аппарат, где при звонке зажигалась еще и лампочка.

Лариса Головина:

- А сколько конфет она нам дарила! Приходишь гримироваться, а на каждом столике по горстке. Можно даже не спрашивать откуда. Конечно, Саида постаралась. Причем не простые карамельки, а обязательно шоколадные. Поблагодаришь, а в ответ: «На здоровье, огурчики».

Валентина Иргизнова, заслуженная артистка РФ:

- Наверно, знаю Саиду Дмитриевну дольше всех. Я пришла в театр в 67-м году и сразу поняла, кто здесь хозяйка. Она была завтруппой, иногда сама выходила на сцену, когда актрис не хватало. Первый спектакль, который я запомнила с ее участием, был «Океан». Она играла гостью. На сцене это было что-то царственное, неповторимое. А хозяйка... Перед каждым спектаклем по трансляции ее голос: «Так, ребятки, приготовились, собрались. Огурчики, настроение у всех хорошее... Снимаем свет, пошла музыка, ля-ля-ля!.. Все, тишина, занавес пошел...» Она по-настоящему дирижировала каждым спектаклем, как полновластная хозяйка. Потом труппу возглавила другая женщина, но Саида Дмитриевна не оставила театр. Сначала была просто пом-режем, как она гоняла монтировщиков! Но всегда все ее любили. Потом перешла в реквизиторский цех, где у нее всегда был идеальный порядок. У нее никогда в жизни не было накладок, ни одной. Всегда все на месте, все свеженькое, чистенькое. Царство небесное, Саида Дмитриевна!

Собравшиеся встали, подняли по рюмочке в память, закусив непременной конфеткой «от Саиды».

Александр ГУЗНИЩЕВ