Вечерний Северодвинск
Номер от 20 сентября 2005 г.

Глас играющего в пустыне
Солиста Поморской филармонии северодвинца Дмитрия Тяпкина не интересуют «артистические» интриги

Молодой пианист вышел на сцену один, без конферансье, поклонился, объявил: «Йозеф Гайдн, Соната ре мажор в трех частях». Заиграл... И могло показаться, что он уже не один. С ним в музыкальную школу №3 пришли Гайдн, и Дебюсси, и Шопен, и Бах, и Брамс... Увы, зрительный зал нельзя было назвать даже полупустым. Однако это никак не сказалось на игре солиста Поморской филармонии Дмитрия Тяпкина: он проявил истинный профессионализм. А после выступления пообщался с корреспондентом «Вечерки».

Дмитрий, спасибо за прекрасный концерт. Очень жаль и очень стыдно, что так мало зрителей проявило интерес к вашему творчеству. Впрочем, судя по вашей игре, для вас это не принципиально?

- Для игры число слушателей не имеет никакого значения. Произведения не становятся от этого ни лучше, ни хуже. Хотя, конечно, самому музыканту интереснее выступать при полном зале.

- Программа вашего выступления очень разнообразна: в ней композиторы очень разных эпох, направлений. Кто-то из них ближе вам?

- Немного неточная формулировка. Лучше говорить о тех композиторах, чей внутренний мир наиболее созвучен моему. Но об этом мне бы не хотелось рассказывать, это что-то очень личное для музыканта.

- Мне почему-то показалось по вашему исполнению, что это Шопен...

- Я рад, если так показалось.

- И все же несколько слов о себе, пожалуйста...

- «Родился, учился, женился»? - шутит Дмитрий. - Не женился, кстати... Родился и рос в Северодвинске, окончил 3-ю музыкальную школу. Музыкальное училище, Петрозаводская консерватория - класс Рувима Островского. Сейчас солист Поморской филармонии.

- Коллеги-журналисты сообщали, что вы поступали в аспирантуру Московской консерватории?

- Не поступил. Конкурс был 25 человек на пять мест, и все играли очень хорошо. Что ж, хотя бы удалось сыграть в малом зале Московской консерватории!

- Творческой ревности вы вообще не испытываете?

- Я испытываю солидарность со всеми, кто еще верен классической музыке, творчеству. Сейчас это некий глас вопиющего в пустыне. А «артистические» интриги мне совершенно неинтересны.

- Ну, ревность, наверное, может проявляться не только в интригах, но и, скажем, в конкурсах... Кстати, насколько они важны для музыкантов? Вот такой виртуоз, как Гленн Гульд, их вообще не признавал, считал чем-то внешним...

- Что ж, Гульд мог себе позволить их не признавать. Он был гений, это несомненно, и к тому же пользовался услугами отличных продюсеров... Для музыканта конкурс, помимо прочего, еще и возможность завести какие-то новые профессиональные связи. Это очень важно.

- Вокруг Поморской филармонии сейчас много непонятного для широкой публики: объединение с областным киноцентром и прочее... Вас это не пугает?

- Что может напугать? Неожиданного ничего не будет. Ну, допустим, даже закроют филармонию. Что ж, это закономерный процесс, отношение к культуре, характерное для нашей технократической цивилизации!

- Скорее, для нашего современного российского варианта этой цивилизации.

- Вы не правы. Я довольно хорошо знаком с ситуацией в Швеции - там тоже нечто подобное.

- Надеюсь, что мы оба не правы. Успехов вам, несмотря ни на что!

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН