Вечерний Северодвинск
Номер от 15 сентября 2005 г.

А помирать как будем?
Несколько лет назад я вывел свою формулу определения депрессивных городов. И по России ездить совсем не обязательно. Достаточно внимательно просмотреть местные газеты.

ЕСЛИ в них полно рекламы борделей, значит, есть спрос. И не надо делать брезгливое «фи». Причем в каждом городе свои приколы. В Северодвинске, чтобы заказать проститутку, нужно искать рекламу бытовых услуг, во многих сибирских городах эта услуга скрывается под вывеской «Все к праздничному столу», а в небольших уральских городах жриц любви заказывают по телефонам, указанным в объявлениях: «Продам метлу».

Если же на рекламных площадях доминируют объявления похоронных контор, дело плохо, потому что тоже есть спрос и город просто вымирает. «Похороны без проблем», «Мы рядом в трудную минуту», «Ваше горе - наши проблемы», и везде, как и в рекламах публичных домов, - «круглосуточно».

Северодвинский комбинат ритуальных услуг в рекламе не нуждается и работает не круглосуточно. Хотя работы хватает. Вот и старое городское кладбище будет расширено еще на 10 гектаров. Надолго ли хватит этой земли, если умирает народа намного больше, чем рождается?

Но не только демографические проблемы должны нас волновать. Мораль серьезный сбой дает. Иначе чем объяснить 250 невостребованных (отказных) трупов. Странно звучит, но именно столько умерших в этом году некому было хоронить, и комбинат ритуальных услуг делал все сам. Что значит некому? Да, умирает одинокий человек, но ведь где-то работал, может, долго и хорошо работал, где-то жил, с кем-то общался. Не все же 250 бомжи? Не все, у многих дальние и даже совсем не дальние родственники имелись, у которых не было желания, времени и денег (кстати, всего 2800 рублей), но, судя по всему, просто совести, и в результате умершего хоронили посторонние люди.

Дошло уже до того, что в бюджете города специально на эти цели будут выделены деньги.

Дожили. А помирать-то как будем?

Вадим ЦЫГАНОВ