Вечерний Северодвинск
Номер от 13 сентября 2005 г.

Художника нельзя ломать
Строго говоря, художественной школе №2 уже исполнилось 35 лет: распоряжение об ее открытии было подписано до начала учебного года. Но по традиции день рождения ДХШ празднует в осенние каникулы. Так что в начале славных юбилейных дел самое время поговорить с директором школы Людмилой Сафоновой.

Кстати, совсем скоро, 1 октября, у Людмилы Владимировны еще и личный юбилей: 25 лет назад она пришла как педагог в родную школу, среди первых выпускников которой была она сама...

ПОМНЮ, как мы все время переезжали с места на место! - улыбается она. И серьезнеет: - Помню замечательного учителя Юрия Петровича Завойкина, он потом 20 лет был директором школы, такое несчастье было, когда он умер... Прекрасный педагог и художник, пейзажист замечательный... Наверное, тогда уже и зародилась вот эта творческая, домашняя, семейная какая-то атмосфера, которую я в нашей школе чувствую. За лето, бывает, соскучишься по всем. У нас 18 преподавателей, из них многие тоже наши же выпускники.

- Словом, в школе сформировалась настоящая школа....

- Да. Здесь уже, к примеру, и две мои ученицы работают - Ирина Борисовна Тюкавина и Наталья Васильевна Некипелова. Талантливые девочки... Всего за эти годы школу окончили 1592 человека. Многие продолжили образование в средних специальных заведениях и вузах, в том числе самых престижных, - по живописи, графике, дизайну, реставрации. Первые ученики школы повели к нам уже своих внуков...

- Людмила Владимировна, а не слишком ли консервативна в XXI веке сама форма художественной школы? Может, нужно уже что-нибудь более мобильное?

- Запад сейчас плачет от «мобильного», у них нет такого, как у нас, - либо заведения, готовящие уже профессионалов, либо какие-то непонятные студии, где каждый рисует так, «для себя», как придется... Художественная школа - классическая форма подготовки. Мы должны дать азы, основы, а потом на этой базе уже можно будет изобретать.

А новые техники работы, новые технологии мы изучаем. Мы - в том числе и преподаватели. В свободное время занимаемся на компьютере, вот «Corell Draw» освоили, сейчас будем «Fotoshop» изучать.

- Кстати, о новом. Веяний, связанных с реформами в сфере культуры, не опасаетесь?

- Нет, с учреждениями дополнительного образования, кажется, все должно быть благополучно. У нас есть и конкурс, и немалый, и ученики. Мы востребованы. Сейчас у нас 360 учащихся плюс 250 на подготовительном отделении и в студиях. Человек 60 взрослых занимается, есть и такие, кому за 50.

- О чем мечтает директор школы-юбиляра?

- О чем может мечтать директор? Конечно, о расширении материальной базы. Администрация, управление культуры помогают нам, всегда участвуют в организации наших конкурсов - грех обижаться. И все же печи для обжига хотелось бы новые, натюрмортный фонд, слепки не обновлялись несколько десятилетий... Еще жаль, что у нас всего трое педагогов-мужчин. Мужского начала в преподавании не хватает.

- А если поговорить о детском начале? Дети чему-то учат педагогов? Какие они вообще - ваши нынешние мальчишки и девчонки?

- Дети, конечно, стали более открытыми, менее зажатыми, чем двадцать лет назад. Есть и озорные, но зла в них нет. Нам повезло. С ними я и сама моложе делаюсь, иногда кажется, что мне тоже тринадцать! Процент одаренных учеников, думаю, остался тем же. По-прежнему встречаешь настоящие подарки для учителя - детей, у которых можно чему-то учиться. Конечно, они многого не знают. Весной ребята из класса Светланы Анатольевны Афанасовой ездили в Лявлю, в монастырь. Там на кладбище девочка увидела надгробие: такой-то зверски убит кулаками. И говорит: а почему такие подробности, ведь не пишут же: убит машиной?.. Но историю мы изучаем, объездили все окрестности - Неноксу, Куртяево, части детей удалось и на заводе, на территории монастыря, побывать. Им так интереснее рисовать - одно дело расставить три кувшина, и другое - видеть эти храмы, это море. Вот на днях за полчаса нарисовали этюд. Холодно, ветер, но от этого моря такая энергия!

- Наверняка были еще какие-нибудь «приколы», шутки, курьезы. С детьми как без этого?

- Конечно. Сразу что-то отдельное вспомнить сложно, но сами они такие смешные, хорошие!.. Ну, скажем, восьмилетняя девочка представилась: «Вероника Владимировна», - с тех пор ее так и звали. А рядом мальчик не запомнил или не расслышал имени преподавателя и обращается: «Тетя Федоровна»... Или вот случай, когда я только начинала работать. Муляжи фруктов у нас были все наперечет, мы очень их берегли и сейчас бережем. Изучаем композицию, я расположила «плоды» и прошу: ребята, осторожнее, не трогайте! И тут меня вызывают к телефону. Возвращаюсь - ой, они яблоко красят!.. Оказалось, они достали откуда-то натуральное яблоко, а муляж спрятали - решили меня разыграть, напугать!

- Не наказали шалунов?

- Художника нельзя ломать. Даже маленького. Здесь у нас вообще свободнее, чем в обычной школе. С нами и спорить можно и нужно. Конечно, законы перспективы «опровергать» мы не дадим, но в той же композиции ребенок вполне может отстаивать свой взгляд. Иногда оказывается, что он прав.

- Главное - все-таки подготовить будущего художника?

- Школа, конечно, существует для подготовки к дальнейшему обучению. Но важнее общеэстетическое развитие. Человек видит то, что знает. И гораздо лучше, когда ребенок, а потом и взрослый видит больше, больше чувствует. С таким мироощущением и жить-то лучше! Пусть не все станут художниками, не все продолжат специальное образование, но я надеюсь, что большинство станет здесь счастливее хотя бы немного.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН