Вечерний Северодвинск
Номер от 30 августа 2005 г.

Мария Новикова: «Хочу сыграть толстую тетку»
Предварительной договоренности об этой беседе не было. Просто встретились в театре, разговорились. Предложение об интервью несколько смутило актрису Марию Новикову, повергло в некоторую растерянность, но жеманничать она не стала.

МАШЕНЬКА, в прошлом и в позапрошлом сезонах вы были одной из самых востребованных актрис. Какие роли легли вам на душу, какие спектакли особенно дороги? В каких образах вы чувствовали себя наиболее комфортно?

- Немножко странные вопросы. Так или иначе, для меня все роли становятся родными. Бывает трудно, что-то не устраивает, но все равно со временем притираешься. Мне очень нравится работать в сказках. Скажем, Зайка в «Красной Шапочке» или Малыш в «Карлсоне». Это очень светлые спектакли, с которыми связано много теплых воспоминаний. От каждого выхода на сцену в этих ролях я получаю удовольствие.

- Сказки - это хорошо, а вот взрослый, серьезный репертуар? Например, из-за вашего дуэта с Даниилом Овинниковым в «Чуме...» я посмотрел этот спектакль четыре раза. Дважды побывал на «Дядюшкином сне». Такие роли вас тоже наверняка греют?

- Я же говорю, каждая роль становится дорогой. Не исключение и Розалина в «Чуме...», и Зина в «Дядюшкином сне». Они дались с таким потом, кровью и трудом, что светлого чувства на репетициях я не испытывала. Во многом пришлось ломать себя, преодолевать поставленные режиссером высокие планки. Такие роли требуют очень сильной внутренней работы.

- Но такие сложности, наверно, придают и особенный вкус успеху? В городе об этих постановках говорили очень много...

- Как можно чувствовать успех? Я его почему-то не ощущаю.

- А цветы, аплодисменты?

- Мне в такие минуты становится как-то неловко.

- От актрисы такое редко услышишь.

- Нет, правда. Бывает, кажется, что зрители хлопают, чтобы просто подбодрить.

- Маша, горожане хорошо знают вас как актрису, но совсем не знают как человека. Где вы учились, откуда приехали в наш город? В каких коллективах играли до Северодвинска?

- Я родом из Архангельска. Профессию получала в областном драмтеатре, был создан специальный курс на базе колледжа культуры. Педагогами тогда были заслуженная артистка России Валентина Захаровна Ячменева и мой будущий супруг Денис Кожевников. Именно они научили меня всему, что я сегодня из себя представляю. Ведь актер, кроме профессиональных навыков, должен уметь ощущать себя в театре, правильно себя вести, сосуществовать с коллективом. Валентина Захаровна всегда была для меня таким примером. До сих пор стараюсь подражать ей в этом плане. Какое-то время мы с мужем работали на Дальнем Востоке.

- Театр - искусство всепоглощающее, требующее от актера полной самоотдачи, неограниченных временных затрат. Но ведь вы не только актриса, но еще и молодая мама. Как удается справляться с малышкой, кто помогает?

- За помощь я, прежде всего, признательна моей маме.

- Она с вами живет?

- Нет, приезжает из Архангельска. Когда у меня спектакль или вечерняя репетиция, а Даша остается с бабушкой, я за дочку спокойна. Но все равно тяжело разрываться между семьей и профессией. Особенно в первый год. На работе все мысли были о дочурке, а дома среди пеленок-распашонок думалось только о театре.

- Вопрос для вас, может быть, не самый легкий, но у меня, как и у многих зрителей, уход Дениса Кожевникова из нашего театра оставил тяжелое впечатление. Где сейчас работает Денис Владимирович, в чем он себя нашел? Ведь, помнится, ему предлагали аспирантуру?

- С аспирантурой пришлось повременить. Решил провести год на разовых постановках и сейчас ставит спектакль на Дальнем Востоке, в Благовещенске.

- Вам снятся страшные сны? С чем они бывают связаны? Может быть, перед выходом на сцену вы забываете текст?

- У любого актера такое бывает. Особенно беспокойные сны в ответственные моменты, перед очередной премьерой. Как-то приснилось, что у меня срочный ввод, выхожу на сцену и с ужасом понимаю, что даже не знаю, что это за спектакль.

- Машенька, давно известно, что все без исключения актеры - люди остроумные. Как разыгрывали вас коллеги и чем отвечали им вы?

- Я знаю много актерских баек на этот счет, но со мной, тьфу-тьфу, ничего подобного пока не случалось. Повезло уж или нет, даже не знаю. Бывает, что от не-ожиданной реакции партнера начинаешь «плыть», «колоться», но смех сдерживаешь. Во всяком случае, занавес еще ни разу не давали.

- Значит, на сцене постоянно должна быть адекватная живая реакция?

- Конечно, это идеал, к которому надо стремиться.

- Знаю, что в прошлом году вы свой летний отпуск связали с кино. Что это была за роль, что за фильм и когда мы сможем его увидеть?

- Дипломную картину снимала группа ребят с Высших режиссерских курсов. Фильм рассказывает о студенческой жизни. Вместе со мной снималась и наша актриса Александра Андреевна Тананакина. У меня была роль совсем небольшая, всего четыре съемочных дня. Я играла старосту группы, которой надо срочно сдать экзамен, а преподавателя ее сокурсники заперли в студенческой аудитории. Лента так, кажется, и называется - «Экзамен», но когда она выйдет, я не знаю.

- Это понятно. Дипломное кино далеко не всегда выходит на большой экран... Маша, вы актриса совсем молодая. Впереди целая жизнь. О ролях какого плана вам мечтается? Что бы вы хотели успеть сыграть? Горин и Достоевский у вас уже есть...

- Хочется сыграть то, чего еще не пробовала, в чем еще не было опыта. Я играла, правда, Марианну в «Тартюфе», но тогда еще ничего не понимала, была «маленькая». Хочется попробовать себя в гротеске, сыграть какую-нибудь толстую тетку у Островского... Какую-то Маланью...

- В толщинках играть не очень удобно.

- Так я же говорю, надо пробовать все, не век же бегать в травести.

- Дай Бог, чтобы ваши мечты стали явью. А мы будем ждать новых встреч с вами - на сцене и не только...

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ