Вечерний Северодвинск
Номер от 11 августа 2005 г.

По холодному коридору ада, или О прерванном походе «Агинея» по маршруту северных конвоев

Когда рвется парус, считай, дело дрянь. Как говорится, суши весла. Козырную для «Агинея» парусину на стакселе порвало шквальным ветром еще в Баренцевом море, при подходе к Главному шхерному фарватеру Норвегии.

- ДА С НАЧАЛА похода с ветрами не заладилось, - сетовал капитан Виктор Кузнецов. - Только что до мыса Керец проскочили с попутняком, а как в горло Белого моря вошли, природа словно взбесилась.

История небывалая, чтобы капитан, оставивший за кормой яхты десятки тысяч миль, управлял экипажем из положения лежа. Это значит за живучесть «Агинея» боролись помощник Андрей Ивченко и матрос Виктор Корнилов. Врут те, кто уверяет, что не подвержен морской болезни. Карает всех, вопрос лишь в том, насколько быстро организм вырабатывает рефлекс к «болтанке». Первый шторм, как первая брачная ночь, делает из юноши мужчину, который должен держать удар стихии, как бы муторно себя ни чувствовал. В яхтинге никто никого не убеждает, кто не готов к такому самопожертвованию, «через не могу», второй раз в море не выходит.

Мы встретились с капитаном в кают-компании «Вечерки». Виктор Кузнецов раскладывает карты, каталог, в котором даны координаты и фотографии более чем 600 шхерных гаваней центральной и южной частей Норвегии. Находим поселок Рейне, расположенный на Лофотенских островах. Это крайняя точка, до которой дошел «Агиней».

Вопрос, почему экипаж сошел с курса перед выходом в Атлантический океан, для Кузнецова болезненный. Что ни говори, это его решение. Да, с ветром и бурей нужно бороться в одной лодке. Даже циклон в Вест-фьорде, обрушивший на них ураганной силы ветер, не склонил их к тому, чтобы лечь в дрейф. Полтора дня они «накручивали» галсы под зарифленными парусами, подставляя корму яхты под удары пятиметровых волн. Однако и их силы оказались не беспредельны, и в конце концов Виктор Кузнецов и его помощник Андрей Ивченко проложили курс в спасительный фьорд Рейне.

Конечно, сам по себе арктический циклон, обещавший сопровождать «Агиней» и в океане на пути к Фарерским островам, для мастера яхтинга не повод сворачивать с полпути. И даже то обстоятельство, что на судне вышло из строя навигационное оборудование, Кузнецова смущало меньше всего. Злую шутку сыграли с «Агинеем» как раз встречные ветры, когда яхта следует к цели не прямым курсом, а зигзагами. До Лофотен, если судить по прямой на карте, они прошли более двух тысяч миль. Прибавь на лавировку и получишь расстояние вдвое большее.

Вспоминаю Устку. До этого польского портового городка в 1990-м мы шли под командой Виктора Кузнецова, не имея не только электронной навигации, но и полного комплекта карт. К примеру, по Ладоге вахтенный матрос сверял курс выхода к Неве по тетрадному листку. С подачи гостивших на яхте шведов, обнаруживших на борту «Агинея» лишь допотопные магнитные компасы, нас называли не иначе как русскими викингами. В европейских странах уже на ту пору яхту, не оснащенную спутниковыми средствами связи и навигации, не то что в море, за пределы приемного буя не выпускали.

Впрочем, был у нас повод и для национальной гордости. Его дали поляки, неподдельно восхищавшиеся красотой обводов парусника, его ходовыми качествами. В то, что такие крейсера в Северодвинске строят

яхтсмены своими руками, балтийские яхтсмены отказывались верить. Одному из любителей морских прогулок «Агиней» настолько понравился, что он готов был выложить за яхту 70 тысяч долларов.

Это к тому, что крейсерская яхта «Агиней», не раз ходившая в арктических морях, и на этот раз имела все шансы дойти до цели. Собственно, без всяких оговорок следует признать, что экипаж Виктора Кузнецова повторил маршрут, которым в годы Второй мировой войны в Россию от берегов Исландии с грузами ленд-лиза следовали северные конвои. Именно эти две тысячи миль Северной Атлантики вдоль берегов Норвегии моряки союзнических судов считали самыми опасными, где следовало ожидать атак самолетов люфтваффе, а также подводных и надводных сил кригсмарине. Еще этот путь называли холодным коридором ада. Постоянная близость и ожидание крадущейся смерти, как описывали то время историки, воспринимались подчас ужаснее, чем вид падающих с неба бомб или пузырьковые следы торпед. Немало судов просто разламывались на части под ударами ураганов и волн.

- Мы как-то привыкли связывать конвои ленд-лиза с «Дервишем», - резонно замечал Виктор Кузнецов. - Английские ветераны не раз бывали в Северодвинске. В самой Англии до сих пор свято чтят тех участников морских походов, кто погиб в Арктике. И слава богу. Но ведь первые караваны судов под литерами PQ-1 и PQ-2 вышли в сторону Архангельска от берегов Исландии. В то время, как им навстречу в Белое море выходили конвои, груженные пиломатериалами и рудой, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту за поставки странам воюющей оси вооружений. Как ни прискорбно, но об этом почему-то забывается. В том числе в Рейкьявике, где формировались северные конвои.

Акцию северодвинских яхтсменов пройти 2,5 тысячи миль до Исландии в год 60-летия Победы поддержали не только власти Северодвинска, местные благотворители, но и консульские работники посольства России в Исландии. Запомнились нашим яхтсменам и встречи в Норвегии. В Тромсе, к примеру, они гостили в загородном доме директора судоремонтного завода, на верфи которого в ремонте в те дни стоял рыболовецкий траулер из беломорской Койды. Хозяин завода Оге Хансон считает себя деловым партнером Севмаша. Он, как и большинство норвежцев, благодарен России за освобождение страны, ее северной территории, от немецкой оккупации. И конечно, Хансон отлично сознает, с какими опасностями были сопряжены проводки караванов у берегов Норвегии в порты Мурманска и Архангельска.

Отметим, что по северному коридору в Россию и в обратном направлении прошло около 80 конвоев, в состав которых входили 800 торгово-транспортных судов. Из них наши союзники потеряли примерно 90 кораблей, на которых погибло 5600 моряков. Это без учета наших потерь. Так что история с полярными конвоями действительно должна свято храниться.

И, судя по всему, исландская сага «Агинея» далека от завершения. По крайней мере, капитан Виктор Кузнецов намерен все же дойти до Рейкьявика. Пусть не в следующем году, не суть. Он помнит и об обещании сфотографироваться с командой, одетой в футболки «Вечернего Северодвинска», на фоне льдов Гренландии. Как ни крути, а жажда первооткрывателей и в наши дни неистребима. Еще ни одной северодвинской яхте не удавалось вплотную приблизиться к 70-му градусу северной широты, так почему это не сделать «Агинею»? Для Кузнецова это не вопрос.

Кстати, нынешний арктический переход «Агинея» до Лофотенских островов имеет не только историческое значение. Двое членов экипажа - помощник капитана Андрей Ивченко и матрос Виктор Корнилов - выполнили норматив для присвоения им звания мастера спорта. Кузнецову это звание уже присвоено.

Василий РАШЕВ