Вечерний Северодвинск
Номер от 11 августа 2005 г.

Вот и грибы собирать пора...
Он не захотел носить лампасы и вышел в отставку

В числе тридцати пяти московских литераторов, приехавших на юбилей областной писательской организации, нам стал интересен этот человек. Десять лет службы Юрия Носова связаны с нашим городом, да и первые шаги в большую литературу он сделал тоже в Северодвинске. Для справки: Юрий Николаевич Носов (Пахомов) родился в 1936 году, окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова.

- ЮРИЙ Николаевич! Знаю, что карьера военного врача-эпидемиолога начиналась в нашем городе и складывалась очень и очень неплохо. Как же случилось, что вы стали профессиональным писателем?

- По служебной лестнице я и в самом деле продвигался весьма успешно. Одно время, когда был капитаном, в подчинении у меня находились и майоры, и полковники. Занимался научной работой, писал кандидатскую диссертацию. Условия для экспериментов были очень хорошие. А потом, не знаю почему, вдруг написал рассказ «Первый пациент», который понравился редактору газеты «Северная вахта» Анатолию Адекову. После этого ощутил тягу к литературному творчеству, не писать уже было нельзя. Занимался и в литературном объединении при газете «Северный рабочий». Им тогда руководил заместитель редактора Евгений Дремов. Он очень сильно помог моему становлению, поставил руку, постоянно поддерживал стремление писать. Потом было хорошее напутствие Дмитрия Ушакова, руководившего в те годы областной писательской организацией: «У тебя уже рассказы, повесть в журнале «Кубань», нацеливайся на книгу». Названная, как и один из рассказов, вошедших в нее, «Пятнадцатая скрипка», вышла в Северо-Западном книжном издательстве тридцатитысячным тиражом, когда я уже был в Питере.

- Юрий Николаевич, на обложке этой книги стоит фамилия - Юрий Носов. Теперь же ваши произведения выходят под фамилией Пахомов. Кое-кто считает, что у вас двойная фамилия...

- Никакой двойной фамилии нет. Официально, по паспорту я Носов, это моя фамилия от рождения. Пахомов - псевдоним. Его выбор, кстати, связан с очень интересными обстоятельствами. Когда служил в Ленинграде, я попал в объединение молодых писателей при журнале «Звезда». В те годы это было очень популярное издание, выходящее большими тиражами, а объединением руководил заведующий отделом прозы Александр Смолян. Вот он и говорит: «Юра, мы ставим ваш рассказ «Случай с Акуловым», по содержанию он довольно жесткий и не будет приветствоваться вашим военным начальством. Кроме того, возникло еще одно странное обстоятельство. В этом же номере уже есть Глазов, Ухов, а теперь еще и Носов...» И не дав мне задуматься, тут же спросил: «А какая фамилия до замужества была у мамы? Пахомова? Вот и прекрасно...»

И все же этот рассказ, а потом и повесть «К оружью, эскулапы!» едва не стали концом моей военной карьеры. Очень сильный накат был со стороны цензуры. Дело докатилось до главного военного цензора. Помог опять же случай в лице Виктора Верстакова, поэта и журналиста, работающего в военном отделе «Правды», самой властной газеты того времени. Он опубликовал рецензию, после которой отношение ко мне круто изменилось. Тогда, во времена Брежнева, было принято целоваться, и долгое время я ходил зацелованный. Поздравляли большие и малые начальники.

- А когда вы решили расстаться с вашей службой и заняться только литературным трудом?

- В 1987 году. Мне только что исполнилось пятьдесят, и почти одновременно последовало предложение о переводе в центральное медицинское управление с перспективой стать главным эпидемиологом Министерства обороны. На что я ответил: «Нет, генеральские штаны меня не привлекают». И тотчас же написал рапорт об увольнении в запас.

- И потом не жалели об этом?

- Никогда. Для меня настал замечательный творческий период. На реке Шоше, возле впадения ее в Волгу, снимал пол-избы у старушки с прекрасным тверским диалектом. Восхищался ее говором. И писал, писал с удовольствием. В общей сложности у меня семнадцать книг, и многие из них написаны именно там.

- Помню, как по вашей повести киностудия Дома офицеров сняла кинофильм «Держитесь, доктор!», завоевавший призовые места на нескольких престижных смотрах. А были ли еще попытки работать на кинематограф?

- Есть несколько картин, снятых по моим рассказам. Наиболее известная - «Послесловие», поставленная Марленом Хуциевым. Часто можно видеть ее на телеэкране.

- Я приметил, что одна из ваших книг, подаренных библиотекарям Северодвинска, самая большая по объему, называется «После шторма». О чем она?

- В основе ее история седьмой оперативной эскадры Северного флота. Это, конечно же, художественное произведение, но написанное на документальной основе. Мой друг Алексей Георгиевич Стефанов, служивший командиром бригады авианесущих кораблей, очень образно рассказывал о своей службе. По моей просьбе он многое наговорил на магнитофон. Еще составил для меня перечень команд, подающихся на авианосцах. Потом один дотошный и весьма именитый писатель допытывался, откуда я все это знаю: «Ты же не командир, а врач». Я решил отшутиться: «На кораблях этого типа, если командир уходит в отпуск, за него остается врач». - «А если врач уходит?» - «Тогда его обязанности выполняет командир». И ведь поверил!

В аннотации к подаренной мне новой книге Юрия Пахомова «Вот и грибы собирать пора» говорится, что в нее вошли рассказы и повесть, написанные в последние годы. Отсюда понятен их настрой и тональность. В «Ек-клесиасте» сказано: «Время бросать камни и время собирать камни...» - это как бы сквозная мысль большинства произведений, вошедших в книгу.

К этому хочу добавить, что большинство рассказов этого сборника написаны в мемуарном стиле. Есть в них и ностальгическая тоска по прошлому, осмысленность бытия и раздумья о будущем. А пейзажные зарисовки, тщательно выверенные диалоги придают страницам сборника удивительную привлекательность.

Хорошая, словом, получилась книга.

Александр БУРЛОВ