Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2005 г.

Служить не рад
Альтернативная служба: реалии и ситуации

Солдатом можешь ты не быть, если вероисповедание или убеждения не позволяют брать в руки оружие. Но в таком случае пройти альтернативную гражданскую службу обязан. Убедив призывную комиссию в своих моральных принципах.

ПО ДАННЫМ Федеральной государственной службы занятости, полторы тысячи молодых россиян воспользовались этим правом, получив его полтора года назад. В нашей области во время последнего призыва года нынешнего было подано 22 заявления. В Северодвинске - всего два, от свидетелей Иеговы. Но сроки подачи заявлений были нарушены, поэтому городских примеров работы на защите Отечества пока нет.

Ожидавшегося ажиотажа нет тоже. И хорошо! Потому что, говорят специалисты, закон об альтернативной гражданской службе настолько сырой, что работать по нему порой просто невозможно.

Эта проблема и собрала недавно представителей всех заинтересованных ведомств области за «круглым столом». Рассказала о нем «Вечерке» начальник отдела содействия трудоустройству населения Людмила Вахрушева.

Законодатели разрешили молодым людям «отрабатывать» армию рядом с домом лишь в исключительных случаях. А в остальных им необходимо предоставлять жилье. И заработок, который позволит выжить «на выселках». Жилищная проблема сами знаете, какая в стране, а средняя зарплата, которую могли предложить в прошлом году альтернативщикам - 1600 рублей.

Как только молодой человек получит направление на альтернативную службу, он попадает под действие двух законов: закона о воинской обязанности и Трудового кодекса. Им начинают заниматься разные ведомства: Министерство обороны, служба занятости, работодатель. Полномочия четко не определены. Контролировать путь, условия труда и добросовестность «отказника в законе» обязана служба занятости. Масса вопросов, как это делать. Например, к альтернативщику нельзя приставить сопровождающее лицо. Можно только довести до поезда и «сдать» проводнику.

Российская практика показывает: доезжают все, но некоторые тут же возвращаются. Зная, что закон к ним будет менее строг, чем к дезертирам. Или вовсе не накажет, если что-то опять вероисповеданию или убеждениям не будет соответствовать. В нашем городе в числе предприятий, обязанных принимать приехавших издалека альтернативщиков на работу, - «Звездочка», «Арктика» и «Северный рейд». А мирный труд в них, как известно, поставлен на службу военным делам. Поэтому каждый, кому вера не позволяет оружие в руки брать, имеет полное право от него отказаться. Впрочем, единственному претенденту из другого региона страны отказало само предприятие: слишком низкая у сварщика оказалась квалификация для вакансии.

В общем, для того, чтобы стать жизнеспособным, закон нуждается в серьезных поправках.

Ольга ЛАРИОНОВА