Вечерний Северодвинск
Номер от 9 августа 2005 г.

В добрые руки или на мыло
В черте города разрешили убивать животных

Рыжий «дворянин», увидев открывающуюся дверь и входящих людей, приветливо завилял хвостом. Посаженный на привязь в деревянном сарае, за сутки он соскучился по летнему солнцу, свежему воздуху и мохнатым друзьям в ближайшей подворотне. Впрочем, больше он никогда их не увидит. В этот же вечер люди сделают псу укол, он заснет и уже не проснется.

ЖЕЛТАЯ машина санитарной очистки города не часто попадается на глаза прохожим - отлов животных ведется только по заявкам горожан или работников ЖКХ. Впрочем, не- смотря на невысокую оплату некоторые перебивающиеся случайными заработками люди сами отлавливают бродячих животных. За принесенную собаку такой человек получит восемь рублей. Кошка оценена в пятак, щенок - три рубля. Много не заработаешь, но на чекушку спирта хватит.

Разумеется, далеко не все горожане стремятся заработать на животных. Часто мастеров гуманной смерти вызывают на дом хозяева непоправимо больных питомцев. Чтобы облегчить любимцу последние дни и удостовериться в том, что смерть будет легкой, они соглашаются на бесплатный усыпляющий укол. В этом случае желтая машина заберет с собой только тело. Душа мохнатого члена семьи, скорее всего, навсегда останется верно служить хозяину.

И если последний вздох собачьего тела будет легким, то последующее допохоронное существование вызывает легкую дрожь. Трупы животных недолго (день-два) хранятся в здании саночистки, а затем вывозятся на свалку. Там с помощью старых покрышек разводят огонь и в черном чадящем дыму сжигают. А когда года два назад в черте города находили жители брошенные трупы лошадей, сжигали неподъемные тела прямо на месте. До сих пор у санитаров города нет средств на крематорий.

Компактную печь для утилизации органических отходов (так официально называется необходимое оборудование) за полтора миллиона рублей уже присмотрел начальник отдела коммунального хозяйства Александр Мартынов. И при планировании бюджета поставит вопрос о необходимости такого приобретения. Чудо-печь нужна не только для кремации животных - с ее помощью можно решить проблему утилизации органических отходов больниц.

Добрый десяток лет назад было построено новое помещение для службы. Здание из белого кирпича с отдельными клетками для каждого животного, с возможностью раздельного содержания здоровых и больных питомцев, собак и кошек до сих пор стоит неиспользуемое, не хватает самой малости - внутренней отделки и подведения коммуникационных систем. Все это время и люди, и животные ютятся в деревянной «времянке». Три года назад был пожар и старый приемный пункт сгорел. Поставили новую «бытовку». В одной комнате этого деревянного вагончика ютятся и кошки, и собаки, здоровые и больные, агрессивные и спокойные, щенки и здоровые кобели... И если, по правилам содержания, животных до усыпления должны держать трое суток (а вдруг новый хозяин объявится или старый одумается?), то в нашем городе они живут не дольше одного дня.

А самые агрессивные отстреливаются на месте - в этом году получено разрешение на отстрел животных из пневматического оружия в черте города. Специалисты говорят, что всю собачью стаю отстреливать смысла нет, как и необходимости устраивать бойню, главное, убить вожака. Остальные разбегутся. Чтобы примкнуть к другой стае...

Стреляют ребята не обычными пулями - в каждой сильнодействующее снотворное. Пуля пробивает кожу, неглубоко входит в тело. Но пес этого уже не чувствует, он мгновенно засыпает, чтобы больше не проснуться. Бывает, что агрессивное животное забегает в подъезд и буквально терроризирует жителей, не позволяя пройти. Жильцы вызывают спасателей или милицию. Правильней было бы позвонить в саночистку - по телефону 551921 примут заявку на отстрел.

За этот год ликвидировано более четырех сотен «голов». Так образно в саночистке говорят о том, скольких животных пришлось убить. Было бы меньше, если бы соблюдались правила содержания собак в черте города и наказывались нарушители.

Ирина БАГРИЧ