Вечерний Северодвинск
Номер от 4 августа 2005 г.

Профессия – болеть
И тогда русские как рявкнут про партию Ленина и торжество коммунизма

Почти сорок лет архангелогородец Виктор Антуфьев собирает сведения о команде «Водник», коллекционирует значки, вымпелы, различные программки и бюллетени, связанные с историей русского хоккея.

НЕДАВНО исполком Федерации хоккея с мячом РФ наградил его Почетным знаком «За многолетний и плодотворный труд по пропаганде русского хоккея». Среди журналистов России он стал первым обладателем такой награды.

Уважительная причина

- Виктор Федорович, с чего все началось?

- Еще учась в школе, я заболел «Водником», хотя жил в Устьянском районе и не видел ни одной игры. Впервые попал на матч после поступления в пединститут, в 1966 году. Тогда и начал собирать заметки о любимой команде. Старался не пропустить ни одной встречи. Игры в то время проходили на стадионе «Динамо» днем. Приходилось сбегать с лекций. Однажды захожу в аудиторию, преподаватель немецкого языка спрашивает:

- Молодой человек, вы не ошиблись дверью?

- Нет, - отвечаю, - здесь моя группа занимается!

- Что-то я вас прежде ни разу не видела?

- Так я болел, - вырвалось непроизвольно.

- А-а, тогда понятно, причина уважительная...

Почти такая же история позднее приключилась на работе. Как-то в самом деле заболел, температура 38,6, лежал дома. А «Водник» в этот день играл важный матч. Не выдержал, оделся потеплее - и на стадион. На следующий день звонок с работы, начальник отдела интересуется, как здоровье.

- Да вроде полегчало, - отвечаю.

- А вчера где был?

- Болел.

- Тебя же на стадионе видели!

- Так я и говорю, болел... за наших.

Начальник рассмеялся:

- Если б стал изворачиваться, точно бы выговор схлопотал.

Оказывается, вечером матч показывали по телевизору в записи, и мою физиономию оператор выхватил крупным планом, а начальник у экрана сидел.

Значки-раритеты

- А как коллекционером стал?

- В институте был знаком со многими спортфаковцами. Они раньше часто выезжали на соревнования в другие города, вот и привозили мне разные сувениры. Начал, естественно, со значков «Водника». Первый экспонат - пластмассовая медаль, выпущенная в 1970 году. Потом появился значок к 50-летию клуба. Коллекция стала быстро пополняться, когда сам стал ездить с командой на различные соревнования, побывал почти на всех розыгрышах Кубка мира, Кубка европейских чемпионов, чаще всего в счет отпуска и за свои кровные.

Есть в коллекции Антуфьева значки-раритеты. В 1990 году «Водник» стал обладателем Кубка мира по ринк-бенди. Знакомый художник предложил отметить первый международный успех выпуском памятного значка. Виктор Федорович поделился идеей с председателем обл-спорткомитета Львом Тюкиным. Тот поддержал. Заказ послали на завод в город Бор Нижегородской области.

Через некоторое время, рассказывает Антуфьев, мне звонит Тюкин, спрашивает: «Ты стоишь или сидишь?»

- Сижу, - говорю.

- Это хорошо, тогда слушай: пришли пробные экземпляры, на них надпись: «Водник» - обладатель Кубка мира по кинг-бенди».

Видимо, нижегородцы решили поправить «темных» архангелогородцев, заменив ринк на кинг, ведь в переводе с английского кing - король, королевский бенди звучит победительно. Естественно, значок в тираж не пошел, у меня один из пробной партии сохранился.

Неистовые поморы

- Говорят, вы с коллегами заставили шведов встать при исполнении Гимна России?

- Дело было в прошлом году в Юсдале. Как положено, перед началом матча звучат гимны, а болельщики на трибунах их поют. Получается сильно, красиво. Перед матчем со шведами включили наш, российский. Мы стоим на трибуне: я, Гриша Сторожук из Кемерово, наш бывший земляк, а ныне гражданин США Дима Андреев, Ксения Абакумова, студентка на стажировке, красноярец Аркадий Бритков. Говорю, парни, поддержим, споем?

«Давай, - отвечает Гриша, - правда, я только слова советского образца знаю, новые не отложились в памяти». И начали. Шведы, стоявшие рядом, заоглядывались, смотрю, вставать начали. Мы в раж вошли. Журналисты к нам косяком ринулись; как позднее выяснилось, один из них вел прямой репортаж по радио на всю страну. Закончили во всю глотку известными словами: «Партия Ленина - сила народная - нас к торжеству коммунизма ведет».

Вечером отбою от болельщиков не было. Подходят, жмут руки, завалили сувенирами. Дима Андреев, знающий английский язык, поинтересовался, чем вызван восторг. Оказывается, шведы впервые услышали российский гимн в исполнении болельщиков, обычно, когда он звучит, на трибунах тишина.

В тот же приезд мы стали почетными членами клуба болельщиков шведского «Болльнеса».

В Юсдале услышали, что самый лучший в Швеции суппорт, группа поддержки, у этого клуба, мол, полсотни их фанатов могут перекричать любой стадион. Решили сходить на матч, послушать. Попали в самую гущу болельщиков. Мне тут же всунули в руки огромный флаг, велели махать, у Гриши (истинный болельщик) оказался с собой горн и барабан, который он отдал Диме. Мы неистово поддерживали «Болльнес». После игры шведы сильно удивились, когда узнали, что за их команду так болели русские, и немедленно приняли нас в почетные члены. Узнав, что я коллекционер, дали значок, вымпел, программки...

- Программки-то зачем нужны?

- В них уйма сведений, которые могут пригодиться. Вот, скажем, несколько лет назад в Северо-двинске проходил один из матчей международного турнира на призы правительства России. Из такой вот ранее подаренной программки я узнал, что у игрока финской сборной Янне Хелтте день рождения. После игры мы с Виктором Фридманом, который возглавлял пресс-центр турнира, берем красивый штоф «Соловецкой» - и в раздевалку. Тренер финнов Анти Парвиайнен, мой давний знакомый, представил нас игрокам. «Ребята, благодарим вас за игру, особенно Янне, у которого сегодня день рождения, вот презент». Финн в благодарной растерянности, откуда узнали? Придя в себя от неожиданности, Янне подарил нам по клюшке с дарственной надписью.

У Виктора Антуфьева наград и титулов хватает. Но ему больше всего по душе звание «почетный болельщик».

- Помню, еще студентом был, отправился на стадион, температура на улице минус 40 градусов. Диктор тогда всех, кто, не побоявшись жуткого мороза, пришел, почетными болельщиками назвал. Мне это запало в сердце. Таких самоотверженных болельщиков в Архангельске много, и я горжусь, что из их племени.

Алексей ГУНДОРОВ