Вечерний Северодвинск
Номер от 4 августа 2005 г.

Бабло победит зло
Карточка как ступень денежной эволюции

- Подошел к банкомату, карточку закинул. Хотел деньги снять, там у меня как раз 10 тысяч лежало. Тот минут пять «тормозил», потом сообщает, что операция невозможна. Ну ладно, думаю, может, деньги закончились? Подошел к другому, а он выдает, что на счету у меня 100 рублей. Как это понимать?

И ТАКИЕ вопросы по поводу работы банкоматов Сбербанка России приходится слышать часто. Так почему же банкоматы «виснут» и возле них выстраиваются огромные очереди? Комментарии специалиста - Алексея Лырчикова, начальника сектора расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.

- К сожалению, описанные случаи бывают, хотя и редко. По статистике - один сбой на тысячу операций. Причина - проблемы со связью. Все запросы клиента через банкомат отправляются в Москву в главный процессинговый центр. Там запрос обрабатывается и идет обратно. Но из-за сбоя в системе связи центр иногда не может определить, были ли выданы деньги, и тогда все средства просто блокируются до выяснения ситуации.

- И что же в таком случае делать?

- Не паниковать, ваши деньги никуда не пропали. Для выяснения нужно позвонить по телефону в Северодвинске 58-15-71, или по бесплатному телефону в Москве (8)800-200-37-47 - это круглосуточная служба помощи Сбербанка России.

- А что делать, если человек спешит, а банкомат не возвращает карточку минут пятнадцать?

- Это слухи. Карточка может задержаться на две-три минуты, в это время на мониторе высвечивается сообщение «Пожалуйста, ждите». Надо просто дождаться, когда автомат выйдет из этого состояния. Карточку он вернет обязательно, но если вас не будет на месте, она может пропасть куда угодно.

Главное - всегда дожидайтесь завершения процесса. Для банкомата - это всегда выдача чека, будь то снятие денег или получение выписки. Может выйти неприятный случай: вы долго ждали, пока пройдет операция, затем забрали карточку и ушли, решив, что в системе сбой. А банкомат тем временем может выдать вам требуемую сумму и чек. Опять же судьба этих денег весьма сомнительна. Всегда ждите чек.

- Алексей Викторович, а сколько в Северодвинске владельцев пластиковых карт, если это не секрет?

- Не секрет, это наша гордость. Буквально на днях мы перевалили рубеж в 40 тысяч.

- А сколько банкоматов?

- Пятнадцать. Из них два - офисного типа, остальные - круглосуточные. До конца квартала планируем открыть еще три.

- Достаточно ли? Очереди у банкоматов можно увидеть частенько.

- Вполне. Один легко обслуживает до 2,5 тысячи человек. Очереди же появляются в те дни, когда на предприятиях производится выдача зарплаты. Но из 30 дней 20 очередей нет. Да и еще одна причина очередей в нашем менталитете. Очень многие стремятся сразу забрать полученные деньги, даже если в кошельке они еще есть. Но через три-четыре месяца психология людей меняется. Тогда наши клиенты просто снимают деньги по мере необходимости без очередей и нервов.

Кроме того, у нас в городе пока только тридцать торговых точек, которые производят расчеты по карточкам. Скоро их станет больше, и часто можно будет вообще обходиться без наличности. Но это требует времени, нельзя перепрыгнуть ступень эволюции.

- А вот еще время от времени банкоматы не работают, тут в чем причина?

- Банкомат, как любая автоматика, требует обслуживания, раз в сутки проводится загрузка денег, проверки изъятых карточек. Все это занимает не больше часа. Естественно, какой-то аппарат может выйти из строя. Но все это быстро решается.

- Как в нашем городе обстоят дела с мошенничеством с карточками? Компьютерных взломов не было?

- Для Северодвинска такой взлом банкомата - из сферы фантастики. Пока что ни одного незаконного снятия средств не было. Конечно, заявления бывают, но во всех случаях деньги без ведома хозяина карточки снимали друзья или родственники, имеющие доступ к карте и знающие пин-код. Для контроля за состоянием счета у нас есть специальная услуга «Мобильный банк». Она дает возможность при помощи сотового телефона отслеживать все операции, проводимые с вашими деньгами. Будь то поступление или снятие - приходит сообщение, и вы всегда в курсе, сколько у вас на карточке.

- А дорого обходится карточка?

- Зарплатная карта клиенту ничего не стоит. Крупные предприятия, как, скажем, Севмаш, берут на себя все расходы по обслуживанию. Да и обслуживание личной карты стоит незначительно. Зато вы полностью свободны - в любом городе, в любой стране, где есть банкоматы, вы имеете доступ к своим деньгам.

- А какая главная опасность для владельца карточки?

- Только личная невнимательность и излишняя доверчивость. Держите при себе карточку, не раскрывайте пин-код, и проблем не будет.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН