Вечерний Северодвинск
Номер от 1 августа 2005 г.

Дом обманутых надежд
Достроить его можно, как вернуть доверие людей?

Если измерять в рублях, то наполовину трехподъездная секция дома на проспекте Победы построена. Чтобы сдать его «под ключ», требуется 18 миллионов. Будь они в наличии, красную ленточку новоселы могли бы разрезать в октябре. Увы, реалии таковы, что сегодня по стройплощадке ветер гоняет разве что песок. Павел Поляков, один из тех дольщиков, кто рискнул вложить сбережения в пилотный ипотечный проект, грустно замечает: «После выборов главы администрации Северодвинска в здании не вбили ни гвоздя...» Известный в городе врач-нарколог не теряет надежды. Хотя сроки возобновления строительства сначала в апреле, а затем в начале июля, данные ему в ответ на обращения лично мэром, прошли.

Впереди России всей

На карте СССР Северодвинск представлялся этаким коммунистическим анклавом. Здесь хорошо зарабатывали. Так что байки о том, что некоторые работники Севмаша позволяли себе слетать на уик-энд в Питер, чтобы в местных барах попить пивка, не выглядели чересчур завиральными. Сюда сквозь кордоны погранцов пробирались из соседнего Архангельска, чтобы отовариться деликатесами. А еще областные партийцы любили возить в Северодвинск высоких столичных гостей, демонстрируя, как много и качественно строят в регионе жилья.

И когда с перестройкой «оборонку» оторвали от федеральной бюджетной «соски», на северодвинских верфях перестали строить не только атомные подлодки. Захирели, поросли бурьяном и стройплощадки. С разрушением стройтреста в утиль посдавали не только башенные краны, казалось, безвременье поставило крест на самой профессии строителя.

Поэтому, когда в 2003-м местные депутаты проголосовали за внедрение в Северодвинске пилотного проекта ипотечного жилищного кредитования, о стройке опять заговорили как о реальном факторе, позволяющем многим северодвинским семьям улучшить свои жилищные условия. По замыслу идеологов, в число частных застройщиков должны вовлекаться горожане с доходами от 6 тысяч рублей. Механизм рассрочки позволял им в качестве первоначального взноса предъявлять уже находящееся в их собственности жилье. Не важно: будь то комната или малогабаритная квартира. Возврат оставшейся суммы кредита рассчитывался сроком на семь лет. Под семь процентов годовых.

Кстати сказать, на недавнем заседании правительства Михаила Фрадкова, в очередной раз муссируя тему доступности ипотечного кредитования, министры, не сговариваясь, согласились с тем, что банковский кредит под 15 процентов для россиян попросту неподъемен. Оптимальной ставкой чиновники назвали цифру семь.

- Мы исходили из того, - говорил по этому поводу исполнительный директор Фонда муниципальных жилищных программ Сергей Ледяев, - что на рубль дольщика в оборот стройки дополнительно привлекается два рубля. Таким образом, формируя пилотную программу, мы показывали депутатам расчеты, убеждающие их, что недостающие для строительства первых 24 квартир в доме на проспекте Победы деньги берутся из бюджета на возвратной основе. До 2007 года под раскрутку ипотечного механизма из городской казны должно было поступить порядка 20 миллионов рублей.

Спустя два года можно сказать, что громогласные заявления депутатов о защите интересов своих бездомных избирателей обернулись банальным «кидаловом». На счет фонда в момент формирования его структуры было перечислено около двух миллионов. На строительство же дома пришлось брать кредиты банка, обернувшиеся в буквальном смысле финансовой удавкой для ипотеки.

Дурной платит дважды

Желание консульских работников МИДа Канады при посещении Северодвинска побывать на ипотечной стройплощадке ни у кого удивления не вызывало. Дипкурьеры воочию хотели убедиться в том, что в России востребованны не только доллары для утилизации многоцелевых АПЛ. Обезопасить мир от угрозы ядерных катастроф - желание понятное. Но, как оказалось, именно Северодвинск стал первым из городов на Северо-Западе страны, где решили использовать канадскую технологию в строительстве. Людям, привыкшим ко всему подходить с позиции практической выгоды, подобные инициативы русских представляются важными.

Проект дома с шифром 3-155 действительно вобрал в себя самые передовые строительные технологии, позволяющие свести к минимуму зависимость строителей от смежников. Для возведения самого каркаса здания требуются разве что блоки несъемной опалубки и бетон. При их наличии с помощью бетононасоса трехподъездный этаж заливается за одну рабочую смену. Скорость небывалая. При том жесткие требования по теплотехнике обеспечиваются при толщине стены в 400 миллиметров. При кирпичной кладке - почти в полтора метра.

Еще год назад реальная цена квадратного метра жилья в таком доме, обеспечивающем максимальный уровень комфорта для семей, колебалась в пределах 12 тысяч рублей. За счет оригинальных инженерных решений, позволяющих снижать затраты строителей, договоры с дольщиками пересматривать никто не собирался. Все понимали, что экономические риски, связанные с теми же инфляционными скачками, неизбежны. Их можно было бы свести к минимуму, поддерживая высокие темпы строительства. К сожалению, когда здание уже подвели под крышу, деньги на счетах фонда кончились и стройку попросту заморозили.

В поисках стрелочника

Вопрос: кто виноват в срыве благого начинания, порождает сегодня всевозможные слухи и домыслы. Уже не раз сообщалось о том, что в полном составе уволена дирекция Фонда муниципальных жилищных программ. В печати приводились факты нецелевого использования денег, мошенничества.

Во-первых, двери фонда на проспекте Ленина для всех открыты. И исполнительный директор тот же - Ледяев С.В. По его инициативе то, как и на какие нужды расходовались деньги фонда, недавно проверила аудиторская фирма. Правда, ее выводы едва ли окончательны, поскольку не дают ответов на многие вопросы.

К примеру, кто и за что в фонде отвечал? Почему исполнительный директор с момента утверждения структуры фонда был лишен права первой подписи на финансовых документах? Отведена ему, по сути, роль прораба. Такие правила игры устанавливали члены учредительного совета во главе с мэром, который сам прошел серьезную школу управленца на стройке. Случайность?

А как объяснить, что члены того же совета, чтобы подпитать стройку деньгами, взяли у управляющего банка 20-миллионный вексельный кредит, потеряв на процентах порядка 3,5 миллиона рублей. Судя по данным аудиторов, бывший заместитель директора по финансам до сих пор не отчитался за 4,7 миллиона рублей, в числе которых деньги, полученные по договорам с населением.

Так по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события? Сотрудники фонда, которые уже год не получают зарплату, уверены, что наихудший вариант - поиск «крайнего». Те, кто уже вложил свои кровные рубли в стройку, ждут от власти практических мер. Есть партнеры, готовые кредитовать «долгострой» в надежде, что в Северодвинске развитие строительства жилья будет взаимосвязано с увеличением объемов ипотечного кредитования. По-другому не получится. Есть и высоколиквидные строительные компании, способные возводить массовое жилье в кратчайшие сроки. Как говорят в таких случаях: была бы воля.

Василий РАШЕВ

P.S. Уже когда верстался номер газеты, стало известно, что учредительный совет Фонда муниципальных жилищных программ принял решение лишить исполнительного директора Сергея Ледяева права подписи под любыми документами. Эти полномочия переданы начальнику отдела строительства мэрии Олегу Черепанову. На этой неделе учредители соберутся вновь, чтобы, по всей видимости, решить, что делать с замороженной стройкой. Также стало известно о намерениях дольщиков, заключивших договора с фондом, создать инициативную группу, чтобы законным образом отстаивать права частных инвесторов.