Вечерний Северодвинск
Номер от 28 июля 2005 г.

«Вечерний автобус» для бомжей
Следующая остановка - нормальная жизнь

С проектом городской программы «Помощь лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы» я иду к помойке. Конечно, не для того, чтобы выбросить хорошую во всех отношениях бумагу в мусорку. Просто не найти лучшего места для обсуждения этого документа с теми, для кого он готовится.

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - бомж. Все потерял и весь город взамен приобрел лет пять назад. Потихоньку пропил работу, семью, комнатушку в коммуналке. Ночует где придется. Живет на то, что удается заработать у коммерсантов на самой грязной работе, и тем, что Бог пошлет в отходы. Колото-резаные раны лечит подорожником, остальные - спиртом.

- Паспорт я сам не помню когда и кому за водяру заложил. По нему мне 48. Что, непохоже? - хихикает, прикрывая беззубый рот ладонью.

- А если бы помогли вам документы оформить, место в приюте хотя бы на самое холодное время предложили, работу? - вкратце излагают суть программы.

- Да на... мы кому нужны, - впервые сорвался мой визави на мат, видимо, от удивления.

Если к общероссийской статистике Сергея Ивановича «примерить», то он входит в 58 процентов бездомных, потерявших себя из-за пьянки и семейных проблем. Почти четверть бомжей - бывшие заключенные, у которых есть прописка, но родственники на порог не пускают. «Как хочу, так и живу», - эту причину указывают 13 процентов «лишних». И около шести процентов - люди, в основном пожилые, лишившиеся жилья с помощью мошенников.

Бабушка сидела на вокзале, плакала. Добрые люди обещали в Ярославль увести, где домик уже ждал свою новую хозяйку. А до поезда отлучились в туалет. И вот уже три дня не возвращались... Этот случай из северодвинской жизни.

Сколько в нашем городе бомжей? Все говорят: много, но хотя бы приблизительно назвать цифру никто не может. Узнаем точно, когда муниципальный Совет примет вышеназванную программу и она начнет работать, используя городские, областные и привлеченные средства.

Программа очень нужна, об этом говорят социальные, медицинские работники, милиция и горожане, уставшие от неприятного соседства. Представители всех заинтересованных структур собрались 20 июля в кабинете заместителя начальника управления соцзащиты Людмилы Билык, чтобы обсудить проект программы на два ближайших года. Дополнения и предложения еще принимаются, «подводных камней» много, но работа, до которой у многих российских городов еще руки не дошли, в Северодвинске началась.

Если коротко, то первый этап - регистрация бомжей. Например, с помощью операции «Вечерний автобус», который будет ездить по местам их обитания, вести перепись бедолаг, помогать им советом, питанием и одеждой. На улицах, в том числе и на мусорных бачках, появятся листовки с полезной информацией: где и как получить документы, медицинскую помощь. А к Новому, 2007 году, если все нормально пойдет, откроется приют. Не просто для временного обитания, а для того, чтобы подлечить, постараться возвратить не совсем еще пропащих людей к нормальной жизни, к работе.

Возможно, придется покупать специальный автомобиль, наверняка штат управления соцзащиты увеличить. Но даже того, кто поморщится недовольно («Нашли на кого деньги тратить»), можно переубедить.

Бюджет уже платит большие деньги, когда в больницах бомжей, не имеющих полисов, обследуют на дорогом оборудовании, недешевыми лекарствами лечат, кормят.

- Если подсчитать все эти расходы, то получится больше, чем требует вся наша программа, - сказала Людмила Ивановна Билык.

А каково вам, добропорядочные горожане, лежать в палатах рядом с такими гражданами. Перешагивать через них в подъездах, жить в постоянной опасности подхватить от них туберкулез, вшей, чесотку - пользуемся ведь мы одним городом.

Одна из главных задач будущей работы - перекрыть тот путь, по которому неблагополучные дети становятся бездомными взрослыми. Ведь действует же в столице местный закон, по которому свою жилплощадь эти не умеющие за себя постоять граждане могут продавать только по достижении 25-летнего возраста.

...А Сергею Ивановичу, встреченному у помойки, пока только один ценный совет могла дать: если возьмется за оформление документов, ни в коем случае не говорить правду, что паспорт обменял на спирт. Если в заявлении эта причина будет указана, милиция просто не имеет права выписать новый документ.

- Скажите, что потеряли, - учила я вранью во спасение так и не отошедшего от удивления бомжа.

Ольга ЛАРИОНОВА