Вечерний Северодвинск
Номер от 26 июля 2005 г.

«Война миров»-2005
Герберт Уэллс и Стивен Спилберг представляют

Экранизация «Войны миров» Герберта Уэллса - рискованный шаг для кинематографиста, который дорожит своей репутацией. Что и говорить, материал благодатный, но только сюжет этого выдающегося романа растиражирован и опошлен до невозможности. То, что было ужасным, стало чистой воды развлекаловкой; то, что было достоверным, превратилось в «фантастический экшн», и завершает его не тревожное многоточие, а лучезарный хеппи-энд.

Спилберг мог вляпаться в эти литературно-кинематографические традиции. И не вляпался. Он оказался выше их. Его фильм впечатляет разыгравшейся драмой, а не одними лишь спецэффектами.

Режиссер и его соавторы сценаристы Джош Фридман и Дэвид Коэпп сняли с уэллсовского сюжета вековые наслоения пошлости и вернули ему первоначальную значительность. Они при этом многое поменяли: девятнадцатый век на двадцать первый, Англию на США, марсиан на безымянных инопланетян. Но то же самое сделал бы Герберт Уэллс, будь он американцем, живи он сегодня, ведь почти во всех его фантастических романах отправной точкой является повсе-дневность с ее бытовыми деталями, моралью и научными представлениями.

Поменялся также главный герой. Теперь это не «известный писатель по философским вопросам», а простой рабочий паренек... лет сорока. Его играет Том Круз. Судя по всему, паренек живет - не тужит: он снова холостяк, о сыне и дочке думает мало. Бывшая жена, уезжая на выходные, оставляет с ним детей. И вот на протяжении двух часов фильма он будет их спасать, чтобы в конце концов повзрослеть и обрести право называться отцом. Сентиментальная и назидательная история, однако Спилберг такие обожает, а с другой стороны, эта история скорее помогает, нежели мешает показать главное в уэллсовском романе - нашествие инопланетян, которое рушит старый мир.

Спилберг поставил фильм-катастрофу. Почему же не боевик? Потому что люди не воюют с мухами, как сказал один из персонажей. Точно так же инопланетяне не воюют с людьми, они их истребляют «тепловыми лучами». Люди в ответ палят из танков, но инопланетные треножники защищены таинственными полями, и выстрелы не причиняют им вреда.

Пришельцы могущественны как силы природы. Они спускаются из космоса верхом на молниях, а под землей их ждут те самые шагающие треножники. Когда машины начинают «вылупляться», земля трескается, проваливается - уходит из-под ног всего человечества. В провал накренилась церковь - обрушение грозит всей цивилизации.

Одна за другой следуют картины социальной катастрофы. Паника сносит юридические и моральные преграды. И уже по реке плывет труп. Толпа дерется за машину - средство спасения... Какие-то правила еще действуют: опускается шлагбаум, чтобы прошел поезд. Но сам поезд по ту сторону всяких правил - он несется, объятый пламенем с головы до хвоста.

Распадается богатый, комфортабельный жизненный уклад. В начале фильма главный герой с детьми прячется в неком подвале - последнем крике буржуинства. Тут просторно, светло, стоят тренажеры и мягкая мебель - словом, под домом целая квартира. (В зрительном зале шепот: «Ничего себе подвальчик!») В конце фильма другой подвал, темный, с крысами, с хозяином, который сходит с ума от наваливших бед. В роли хозяина Тим Роббинс, надевший грязную белую майку, - кажется, он слегка пародирует супермена из «Крепкого орешка». Пародия получилась горькой. На «войне миров» не было суперменов.

Не таков и главный герой. С его лица не сходит изумление перед разверзшимися ужасами. Он и не пытается бросить вызов инопланетянам - он спасает детей. И даже плачет от беспомощности. В конечном счете ему просто повезло, как и человечеству в целом. Вмешались наши маленькие друзья микробы и погубили пришельцев.

Финал картины - сентиментальная мизансцена объятий: мать обнимает дочь, отец - сына. Все будет хорошо? Но вдруг земля, на которой они стоят, провалится и вылезет какое-нибудь новое чудо-юдо? Мир хрупок, неустойчив, цивилизация по-прежнему на краю пропасти...

Андрей ВОРОНИН