Вечерний Северодвинск
Номер от 18 июля 2005 г.

Общественность безмолвствует
Без активной позиции горожан такие слушания превратятся в фикцию

ПОМНИТСЯ, в фильме «С меня хватит!» герой Майкла Дугласа говорит дорожным рабочим: «Я плачу налоги и имею право знать, что здесь делается!» В большинстве западных стран не то что дорогу или, скажем, автозаправку, но и пустячный киоск не позволят выстроить без скрупулезных консультаций с общественностью, затягивающихся на многие месяцы, а порой и годы. Теперь подобные традиции стремятся укоренить и в России: при реализации тех или иных проектов предполагаются общественные слушания, и даже неоднократные.

Одна из первых ласточек у нас в Северодвинске пролетела, так сказать, на минувшей неделе, когда в мэрии на общее рассмотрение были вынесены вопросы о строительстве моста через Малую Кудьму в конце Морского проспекта и о проекте городского полигона для хранения и утилизации твердых бытовых отходов.

По Морскому, через мост

О ходе подготовительных работ к строительству моста «Вечерка» писала в прошлом номере. На слушаниях, посвященных выбору земельного участка для строительства, прозвучала и новая информация.

Так, начальнику строительного отдела мэрии Олегу Черепанову пришлось отвечать, почему подряд получило ООО «Спецфундаментстрой», а, например, не мостоотряд №9, который, был уверен автор вопроса, справился бы с задачей лучше. Олег Александрович пояснил, что мостоотряд не подал заявки на участие в конкурсе. Как не подал, по его словам, никто, кроме того же «Спецфундаментстроя». Последнему начальник строительного отдела вполне доверяет: опыта в сооружении таких объектов у фирмы достаточно. Руководитель северодвинских «зеленых» Вячеслав Хатунцев спросил, предусматриваются ли особые меры безопасности при прохождении спецавтомобилей, которые лет через 15, со строительством регионального могильника ядерных отходов, возможно, станут возить радиоактивные материалы из хранилища на Мироновой горе. Ответ также был лаконичным: проектная грузоподъемность моста - до 70 тонн, ударные отбойники по сторонам выдерживают нагрузку до 20 тонн - словом, оснований для беспокойства нет. Как не заслуживает внимания и возражение о том, что мосты обычно не строятся на повороте рек: по словам Олега Черепанова, до поворота еще метров сто, а все необходимые изыскания, включая бурение скважин, были проведены своевременно. Участники слушаний предложили связаться с властями Онежского района и привлечь их к реализации проекта.

Это вам не свалка, а полигон

Несмотря на настораживающее кого-то слово «полигон», речь шла о вполне мирном проекте: на 20 гектарах земли за ТЭЦ-2 предполагается складировать и частично утилизировать городские ТБО. (Впрочем, проект еще не готов, и участники слушаний предложили предусмотреть и утилизацию промышленных отходов низших классов опасности.)

Стороннему наблюдателю обсуждение могло запомниться эмоциональной, но краткой полемикой представителей мэрии и Севмаша. Начальник управления землеустройства, архитектуры и градостроительства Валерий Ларин упрекнул верфь в том, что она-де единолично присвоила себе шесть гектаров, в свое время выделенных под свалку всем предприятиям ГРЦАС, на что главный эколог завода Сергей Цыков возразил: это потому, что никто, кроме Севмаша, в территорию ничего не вкладывал... Из более серьезных вещей внимание привлекло сообщение об аналогичном проекте в Коряжме: там полигон обошелся более чем в 200 миллионов рублей, и это не на северодвинском болоте, а на глине. Да еще с грустью представилось, во что могут превратиться обе стороны всего пятикилометрового пути до полигона - при нашем-то отношении к чистоте и порядку. Видимо, даже ужесточение наказаний за несанкционированное сбрасывание отходов не гарантирует от эксцессов.

Впрочем, все компетентные участники слушаний заверили, что других вариантов места для полигона просто нет - по крайней мере, вариантов более выгодных. А существующая городская свалка уже давно не удовлетворяет всем экологическим требованиям и рано или поздно переполнится окончательно.

Думайте сами, решайте сами

А напоследок несколько слов об общем впечатлении от слушаний. Было оно несколько странным. При всем формальном выполнении требований и при всей фактической активности участников вряд ли можно говорить, что на них была полно представлена именно общественность: помимо специалистов мэрии, Севмаша и управления «Роснедвижимости» по Архангельской области, за столом собрались, пожалуй, лишь «зеленые» и журналисты. А ведь именно здесь, на слушаниях, был смысл ожидать мнения заинтересованных или, напротив, незаинтересованных в реализации проектов горожан - допустим, проживающих в домах в конце Морского или пользующихся дорогой на Большую Кудьму...

Конечно, 10 часов утра в будни - не самое удобное время для разговора с властями. Но отчасти правы и чиновники мэрии, объяснявшие: мол, в выходные все были бы на дачах или на пляже. Надо, наверное, понять: без действительно активной позиции самих горожан общественные слушания очень быстро выродятся, превратятся в фикцию. А значит, еще одним механизмом, которым народ хотя бы потенциально может влиять на решения власти, станет меньше.

Станислав ЗЕЛЯНИН