Вечерний Северодвинск
Номер от 5 июля 2005 г.

Картина кровью
В судебном процессе над художником Пановым вопросов было больше, чем ответов

21 июля прошлого года Северодвинск облетела неожиданная и страшная весть: в больнице «скорой помощи» №2 скончался художник Александр Малетин. Богема ахнула...

«Я тебя убью...»

Гибели известного художника предшествовал инцидент, произошедший в ночь на 12 июля в его мастерской на ул. Первомайской, 67. А случилось там, если верить установленным судом обстоятельствам, буквально следующее.

В три часа ночи Александр Малетин заглянул в соседнюю мастерскую своего коллеги по цеху Андрея Панова. Самого Панова на месте не оказалось, однако мастерская не пустовала. Хозяина, отправившегося за сигаретами, ожидали две его приятельницы - Виноградова и Саратова. В приятном обществе за беседами об искусстве пили шампанское и кушали мороженое.

Итак, не совсем трезвый художник Малетин зашел в мастерскую Панова и начал оскорблять женщин: вел себя очень агрессивно, требовал раздеться, даже руки распускал. Дабы избежать посягательств, Виноградова вынуждена была забраться в обуви на диван. Словом, вернувшийся из магазина Андрей Панов застал неприятную для взора джентльмена картину - его гостьи были напуганы, а на полу валялся разбитый стул. Андрей попросил Александра покинуть помещение, затем взял его за плечи и вывел в коридор. Совершенно неожиданно Малетин схватил Панова за руку и горло. Андрей не растерялся и оттолкнул Александра. Запнувшись за порожек, Малетин стал падать внутрь своей мастерской и увлек за собой Панова. Они вместе упали на табурет, который с треском разлетелся.

В какой-то момент в руках Малетина появилась вилка. Со словами «я тебя убью» и этой несчастной вилкой художник Малетин пошел на художника Панова. Последнему не стоило большого труда привести в чувства разбушевавшегося коллегу - две-три пощечины, и «до свидания». Но Малетин не хотел сдаваться просто так. Минут через пятнадцать или двадцать в коридоре мастерской он вновь набросился на Панова, тот сжал его руки и впихнул с мастерскую. Около пяти часов утра Панов и его приятельницы покинули стены мастерской. Когда спускались по лестнице в подъезде, увидели сидящего на ступеньках Александра. От помощи Малетин отказался, попросил, чтобы его оставили в покое.

Через восемь дней художник скончался на больничной койке.

Ни одного свидетеля

12 августа 2004 года Андрей Панов был взят под стражу. С того момента он стал главным подозреваемым, а затем и обвиняемым по делу о смерти художника Малетина.

В больнице Малетин успел сообщить маме Таисии Спиридоновне, жене Ольге и соседу по больничной палате, что именно Панов расправился с ним столь жестоко. В самом начале судебных разбирательств мама покойного Малетина озвучила следующие слова сына: «Панов меня избивал, топтался по мне ногами». В качестве гипотезы: можно поверить в то, что своим родственникам Малетин говорил правду, судебно-медицинская экспертиза зафиксировала у Малетина жуткие травмы, в том числе внутренних органов. Во-первых, в таком состоянии врать ему было абсолютно незачем. Во-вторых, хорошо знающие Панова люди склонны характеризовать его как задиристого и даже несколько агрессивного человека, особенно во хмелю. Панов ведь тоже пил шампанское в тот вечер. И, кстати, часто бравировал своими познаниями и навыками в области рукопашного боя. И все же судья Екатерина Патрушева не нашла оснований связать напрямую действия Панова со смертью Малетина. Для этого стороне обвинения попросту не хватило доказательств.

По мнению суда, первоначальные следственные действия (а это главное!) были проведены из рук вон. По большому счету, они вообще не проводились. Светлая рубашка Панова, на которой осталось то ли пятно крови, то ли пятно от шоколада, не изымалась и экспертизой не исследовалась. Даже осмотр места происшествия не проводился, хотя в деле присутствуют показания свидетелей, видевших на полу мастерской Малетина пятна крови и выбитые зубы. Не был допрошен и сам потерпевший Александр Малетин, а ведь он лежал в больнице и общался с родными еще восемь дней. Картина происшедшего писалась со слов обвиняемого, который самого факта потасовки не отрицал, но постоянно подчеркивал: это была всего лишь оборона. Сторона защиты настаивала и на том, что после того как Панов и его приятельницы покинули мастерскую, Малетин мог вляпаться в очередную неприятную историю. В одной из квартир того самого подъезда, где располагаются творческие мастерские, якобы торгуют спиртом. А если на беззащитного и пьяненького художника напали бомжи или хулиганы?

Словом, в процессе не было ни одного реального свидетеля, который бы видел, простите за тавтологию, своими глазами, что же произошло между Малетиным и Пановым на самом деле. В подобных случаях закон обязывает судей трактовать показания в пользу обвиняемого. Андрей Панов был признан виновным лишь в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, а также в нанесении побоев, причинивших физическую боль, но не ставших причиной смерти Малетина.

15 июня 2005 года подсудимый был освобожден из-под стражи в зале суда. Родственники Малетина собираются оспорить решение северодвинского городского суда в вышестоящей инстанции.

Алла НЕВОЛИНА