Вечерний Северодвинск
Номер от 30 июня 2005 г.

Прости нас, корова!
Родина кормилицу не забыла. И поставила холмогорке памятник. Он так шикарно смотрелся на узких холмогорских улицах - оркестр Беломорской военно-морской базы. Народ млел от музыки, морской формы и блеска меди. Вам, северодвинцы, привыкшим к ярким парадам, наверное, не понять восторг сельчан. А я, поглядывая по сторонам, светилась от гордости не хуже начищенных труб: наши идут!

И да простит меня ансамбль «Северное сияние» за панибратство, объясняла соседям по трибуне сельского стадиона: наши ребята поют! Хотя все вокруг тоже были свои. Много лет носила я звание «холмогорка». Как и знаменитая на весь мир корова, памяти и во славу которой 25 июня в Холмогорах прошла двадцатая выставка «Животноводство Поморья».

ОДГОТОВКА к ней местных новостей прибавила. Накануне село обсуждало явление пылеуборочной машины. Дай бог памяти, в последний раз улицы здесь подметали в начале века, на юбилей Ломоносова. Земляки радовались наконец-то отремонтированным деревянным мосткам, обозначая фронт мостостроительных работ привычными ориентирами: «от терапии до морга».

Почему глаза печальные

Власть обещала приезд губернатора, метеосводка - дождь. В субботу полностью сбылись мечты только измученных инструктажем местных милиционеров: Киселев не приехал, а ливень слизнул добрый кусок праздника.

Начался он с открытия «мемориального комплекса». Памятник корове многим местным не понравился.

- На надгробие похож, - ворчали вообще-то не избалованные красотой холмогорцы.

- Даже Чижика-Пыжика какого-то в Питере из бронзы отлили, а тут...

Бронза, конечно, монументальнее, но черный мрамор дешевле и надежнее, пока пункты приема цветных камней не появятся. А скорбные мысли, навеянные им, вполне уместны. Ведь тех, в честь кого памятник открыт, давно убили и съели.

Всю себя холмогорка отдавала и отдает людям, даже из косточек ее заречные косторезы наловчились поделки точить, когда мамонты закончились. Жизни коровьей тем более не позавидуешь. Это только далекие от животноводства эстеты удивляются: откуда у нее в глазах вековая печаль... Да откуда же веселью взяться, если выдаивали до капельки шесть веков подряд, а в предпоследнем единственную радость заменили искусственным осеменением.

Помянули на коротком митинге труженицу-кормилицу многими добрыми словами, отметили, что сейчас у холмогорки такое же поголовье, какое было в 1928 году. И под оркестр пошагали к местному стадиону - на выставку.

...и коза Ностра

- Мам, это кто? - вид сзади хряка Самсона из северодвинского хозяйства «Заводское» весьма озадачил сельскую девочку. Да и взрослые ахали, глядя на мощь производителя, а его потомство раскупали влет. Хорошо шли финальные гибриды кур Иза-Браун с яйценоскостью 330 штук.

- Только гусей мне не хватало, - ворчал, но покупал птицу за тысячу рублей местный крестьянин.

Грозила зрителям рогами коза Ностра. Прижавшийся к стенкам клетки песец так испуганно заглядывал в глаза, что уже не хотелось смотреть на висящие рядом шапки из его ширшинских собратьев. Ничего, к зиме эта жалость забудется.

А вот телячья отбивная почему-то недобрым словом не вспоминалась у длинного ряда крупного рогатого скота. Телочки и молоденькие бычки экспонатами выставки стали по праву рождения, мамы-папы наградили хорошей наследственностью, а собственных заслуг у них пока нет. Рекордсменок по удоям и лучших производителей хозяева на показ ни за какие выставочные коврижки не отправят - берегут от сглаза, стресса и инфекций. Даже на фермах, как на заводе к секретным объектам, к ним корреспондентов с фотоаппаратами не подпускают.

Лошадям такие нежности - как корове седло: шестьсот километров добирались красавцы из Мезени. Путь у них был в одну сторону: привезли по заявкам на продажу, по 15-25 тысяч за голову.

Пацан подругу не обидит

Как упрямо крутили экспонаты головами рогатыми и гривастыми, когда тащили их к трибунам, на выводной круг! От страха поле футбольное удобряли, думая, наверное, что конец для всех пришел, а не слава к некоторым. Быку Овену, нетели Особи, коням Запеву и Градусу, конечно, все равно, а хозяевам приятно было получить восемь тысяч рублей в придачу к званиям «Чемпион области».

Победителем выставки стало одно из самых сильных холмогорских хозяйств - «Копачево». И у нас был еще один повод для гордости, третье место и 15 тысяч премии - у северодвинцев из «Заводского».

Ну а неискушенным в породах и экстерьерах зрителям больше всего понравилось показательное выступление Пацана. Мезенский конь, запряженный в двухтонную машину, легко сдернул ее с места и погнал по стадиону зигзагами.

- Без своей подруги он шага не сделает, - объяснили нам расстановку сил.

Впереди бежала красавица кобыла, за ней - Пацан с грузом. А между ними - любовь.

Ольга ЛАРИОНОВА