Вечерний Северодвинск
Номер от 28 июня 2005 г.

«Диктатура - не всегда плохо»
В финале спектакля «...Чума на оба ваши дома!» герои Марии Новиковой и Даниила Овинникова выходят на сцену обнаженными. Есть, конечно, «антистриптизные» приспособы, но зритель их не видит, завораживаясь трагизмом происходящего.

ДАНИИЛ, пожалуй, начну с вопроса, которым принято заканчивать подобные беседы. В чем, по-вашему, актерское счастье? Не простое, человеческое, а именно актерское?

- Прежде всего - востребованность. Как бы иногда ни лукавили артисты, что идет перегрузка, очень много работы, это неправда. Сцена, репетиционный зал составляют наш воздух. Без них теряется смысл жизни. Любой актер - рабочая лошадка. Когда ты нужен, задействован, тогда и можно рассуждать о профессиональном счастье.

- Ну а автографы, цветы, успех, поклонницы?

- Мне кажется, эти понятия нельзя смешивать. Слава, цветы, успех и поклонницы - это потом. Счастье - оно в репетициях, в поисках, в открытиях. Если ты любишь свою профессию, то главным становится момент созидания. Это именно в репетициях. А зритель приходит на результат. Аплодисменты и цветы - это поощрение, но никогда не цель. Успех служит неким стимулом для продолжения творческой деятельности. Как-то высокопарно я заговорил...

- Тогда вернемся на грешную землю. Как вы определились на жизненном пути, как ощутили тягу к сцене?

- Это получилось достаточно спонтанно. Жил-жил, не чаял оказаться в театре.

- А школа, самодеятельность?

- Мы все проходили через это, так или иначе. Но ведь совсем не обязательно после этого связывать свою судьбу с театральными подмостками. У меня было так. Проводили межрайонный школьный конкурс. Я спел несколько песен, к тому времени неплохо играл на гитаре. Выступил - и забыл. После школы решил поступить в университет на психологический факультет. Не поступил, завалил математику. У меня всегда проблемы с точными науками. Не на «ты» я с ними. Когда я понял, что стою на перекрестке, надо что-то делать дальше - вдруг звонок из университета профсоюзов, который и проводил школьный конкурс. После моего выступления прошло уже полгода. Сообщили, что премированные в том соревновании (а я получил первую премию за вокал), могут поступить в студию Зиновия Яковлевича Корогодского. Правда, не при ТЮЗе, а при том же университете. Конечно, преподавал там не он сам, а его ученик, но заниматься было очень интересно. С этого все и понеслось.

- Родители не отговаривали от такого увлечения? Все-таки сцена и успех - это очень призрачная лотерея, в которой везет далеко не многим.

- Нет, отношения с родителями у меня всегда доверительные. Они приняли мой выбор, поддержали да и по сей день поддерживают. Это мои самые большие друзья.

- Даниил, а ваши родители имеют отношение к творчеству, к искусству?

- Нет. Отец - слесарь КИП, мама - медик. Но они изначально по-петербургски интеллигентны. Прозанимался я в студии до начала следующего набора в вузы и стал поступать сразу в три места. В университет профсоюзов, при котором и была наша студия. Параллельно пробовался в театральную академию к Пази и Тростенецкому. И третья попытка - в «Школу русской драмы» к Игорю Олеговичу Горбачеву. Там мне повезло.

- В старом русском театре все актеры строго подразделялись на амплуа: комик, трагик, резонер, герой, простак. Как вы сегодня оцениваете свое амплуа? Я на сцене видел вас и в комедийных, и в драматических ролях...

- Мне интересно играть все, но для профессионального роста, для души мне ближе роли героического плана. Как, например, Антонио в «Чуме...». Над амплуа задумываться некогда. Понравилась комедийная роль в «Зеркале Сен-Жермена». На сцене интересно все. Актеру важно развиваться во всех направлениях. Но героические типы греют больше. В них масса пищи для ума и для сердца.

- Даниил, ни для кого не секрет, что актеры - люди супер¬эмоциональные, легко обижающиеся, легко восторгающиеся, иногда лукавые... А какими эмоциями живете вы вне сцены? К какому типу принадлежите - к холерикам, сангвиникам?

- По натуре я человек деятельный. Как в театре, так и вне его, моя жизнь протекает достаточно бурно. Я не имею в виду... какие-то романтические подвиги или походы по клубам и подобным заведениям. Я, скорее, холерик по жизни. Но старость меня дома не застанет.

- Так сложилось, что под крышей нашего театра собрались актеры самых разных профессиональных школ - Ярославль, Нижний Новгород, Пермь, Казань, Новосибирск... Вы с друзьями - Витей Шевченко и Катей Бастрыгиной - представляете Санкт-Петербург. Не жалко было расставаться с родным городом, и насколько вас тепло встретил Северодвинск?

- С Питером, конечно, жаль было расставаться, но жизнь есть жизнь. В Петербурге молодому актеру очень трудно состояться. Можно до пенсии проходить с «кушать подано». Мы решили узнать, чем дышит здешний театр и придемся ли ко двору. Своего рода разведка боем. Не думали, что покидаем родной город надолго. Конечно, ностальгия по родным местам есть. Я же родился и вырос в Купчино, на окраине...

- Ну, сейчас-то уже не окраина.

- Да, город быстро растет. Но я не чувствую себя оторванным от него. Здесь такие же удивительные белые ночи, да и сам Северодвинск чем-то неуловимо напоминает родину.

- Актер - профессия зависимая. Какой тип режиссеров вам ближе? Диктатор или соучастник вашего поиска в творчестве?

- Соучастник - это прекрасно. Но режиссерская профессия все-таки предполагает диктат. Нужен пряник, но иногда и кнут не помешает. Диктатор всегда знает, чего конкретно он хочет, видит конечную цель.

- Даниил, хорошего вам отдыха и новых сценических откровений в предстоящем сезоне.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ