Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июня 2005 г.

За колбасой на дельтаплане
Обман доверчивых граждан перебрался с улиц в сети GSM, и жертвами нового лохотрона чаще становятся дети

Сотовая связь приобрела масштабный характер и оказалась настолько удобной, что мы и детей наших стали приобщать к этому «восьмому чуду света». Каждый, кто приобрел своему чаду сотовый телефон, оценил удобство контроля над своим ребенком. Особенно рады мобильному устройству сами дети, ведь по нему они не только отвечают на назойливые звонки родителей, но и в полной мере испытывают чудеса мультимедиа в любом месте и в любое время.

Н О ЗАЧАСТУЮ мы даже не подозреваем, что «подключенный» к сети ребенок становится легкой добычей мошенников и доверчивость детей они используют в качестве наживы.

«Мама, папа! У меня с телефона украли четыре доллара...» - прибежала возмущенная дочь и показала цифры со знаком минус на экране телефончика. Она утверждала, что ни она и никто другой ее телефоном в этот день не пользовались. Кроме того, на телефон пришла и SMS со странным текстом. Разбираться с исчезнувшими со счета деньгами пришлось отцу, то есть мне.

Судя по тексту поступившей SMS, это был адрес в Интернете. Кто-то, если не моя дочь, отправил запрос в компанию по рассылке мелодий и картинок для сотовых телефонов, и компания вместо мелодии или картинки отправила этот адрес, где ее, эту мелодию, можно забрать. И за это оператор снял со счета моей дочери четыре доллара.

Тарифы, которыми я пользовался и пользуюсь, всегда казались мне не совсем справедливыми, но ни разу оператор не снял с моего счета больше средств, чем предполагалось тарифом. Я, как человек практичный и в меру грамотный по части компьютерных и GSM- технологий, всегда считал, что деньги не крадут - их просто теряют, и, чтобы прояснить судьбу злосчастных четырех баксов, обратился к моему оператору. Не совсем приветливая девушка в офисе моего оператора подтвердила, что с телефона моей дочери была отправлена SMS на номер одной из компаний, предлагающей услуги по рассылке мультимедиа-продуктов для сотовых телефонов. Но доступа в Интернет с ее телефона не осуществлялось. На просьбу вернуть средства, снятые со счета, девушка, уставшая от таких родителей, как я, четко, как робот, отрапортовала, что я во всем виноват сам и деньги мне возвращать никто не будет.

Вернувшись домой, я устроил дочери допрос с пристрастием и выяснил, что она действительно отправила SMS, чтобы получить гороскоп, а номер взяла из рекламы по одному из музыкальных телеканалов. Она твердила, что не видела в рекламе ни цены услуги, ни способа получения гороскопа, и, несмотря на мои не-однократные предупреждения, что ее могут обмануть, она все же решила воспользоваться этой, казалось, безобидной услугой. Пришедшая SMS удивила ее, так как текст в ней был совсем не похож на гороскоп, который она ожидала. Это был адрес, которым она воспользоваться не смогла, так как ее телефон не имеет доступа в Интернет. Рассказала она мне и о том, что ее друзья тоже пользовались услугами подобных компаний и в лучшем случае получали ссылки на мелодии не всегда хорошего качества, в худшем - вообще ничего. В результате детям приходится что-нибудь выдумывать, чтобы оправдаться перед родителями за исчезнувшие со счета деньги, а компании-рассыльщики и дальше продолжают использовать не совсем честный способ зарабатывания денег на доверчивых детях.

Схема проста: дается реклама, в которой предлагается получить на сотовый телефон модную мелодию. Для этого предлагается отправить SMS на номер компании. После отправки SMS оператор справедливо снимает со счета абонента определенную сумму, а компания-рассыльщик в ответ на запрос отправляет текст адреса в Интернете, где эту мелодию нужно забрать. На первый взгляд, все хорошо. Но реклама не содержит информации ни о цене этого удовольствия, ни о способе получения мелодии, ни списка моделей телефонов, которые могут получить желаемое. Тем более ни слова о том, что вместо понравившейся вам мелодии вы получите только адрес ее местонахождения. А если эта информация и присутствует, то в виде маленькой строчки, появляющейся на одну секунду внизу экрана. Дети же «клюют» на эту удочку косяками.

Хорошо, если они получают то, что заказали по этому номеру. Но если в тексте SMS допущена ошибка или ответ на запрос не пришел, снятые оператором с вашего счета деньги вернуть практически невозможно. Так утверждают операторы и компании-рассыльщики. По их словам, услуга как раз и заключается в том, чтобы отправить вам адрес, а не саму мелодию. За это вы и заплатили. Проблема доставки мелодии в свой телефон - это ваша проблема, и, кстати, за отдельную плату, с учетом тарифа, установленного вашим оператором за пользование Интернетом.

Это все равно, как если бы покупатель, привлеченный рекламой вкуснейшей колбасы, пришел за ней в магазин, заплатил деньги, но вместо колбасы получил бумажку с адресом склада, где ее можно забрать. Если повезет, то любитель колбасы получит еще и инструкцию, как и на чем добраться до этого склада. Допустим, летом - только на дельтаплане, зимой - на снегоходе. Если ни того ни другого у него нет, то до склада не добраться. Понимая, что колбасы ему не видать, он, естественно, требует назад свои кровные. А в ответ слышит, что он, оказывается, оплатил не колбасу, за нее нужно платить отдельно, а адрес склада, в котором она лежит. И виноват в этой ситуации он сам, так как не прочитал инструкции, которые, кстати, висят на стенде «Советы любителям колбасы» на том самом складе.

Моя дочь получила хороший урок, за который я заплатил четыре доллара. Согласитесь, сумма пустячная, зато теперь-то уж точно девочка знает цену рекламе.

Илья ТОРДОВСКИЙ tordovskiy@mail.ru

P.S. Кстати, в популярной программе «Час суда» (www.chassuda.ru) от 10 июня 2005 года рассматривался подобный случай. Женщина, подавшая иск на компанию, рассылающую вместо мелодий для сотовых телефонов адреса в Интернете, выиграла дело и, кроме возвращения денег, снятых с телефонного счета ее дочери, получила за моральный ущерб 10000 рублей.