Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июня 2005 г.

Без единого гвоздя
Черную баньку северодвинец Юрий Осипов построил в Норвегии. А дом срубит на Вологодчине

Черную баньку северодвинец Юрий Осипов построил Для плотника-реставратора Юрия Осипова рабочие поездки в Норвегию - уже добрый обычай: недавно он вернулся с третьей

для него ярмарки

традиционных ремесел «Villmarkmessen-2005». В 2002 году Юрий Валентинович построил там копию самой маленькой в России часовни - в честь Успения Пресвятой Богородицы из деревни Тырышкино, в следующем году без единого гвоздя соорудил русскую черную баню. На сей раз он показал норвежцам сработанную им церковную главку.

НЕЛЬЗЯ сказать, что скандинавам незнакомо старинное плотницкое ремесло. Наоборот, есть и собственные древние традиции, и уникальные памятники: некоторые церкви восходят к XI-XII векам. Но, несмотря на это (а может, именно поэтому?), норвежцы очень внимательны и восприимчивы к тем ремеслам, которыми владеют их соседи. Вот и первое приглашение в Норвегию от фирмы «Riks-antikvaren» Юрий Валентинович получил в Кенозерском парке, работая там с иностранными коллегами в рамках совместного проекта по реставрации часовен.

Бережное отношение к традициям само по себе замечательно. Но для гостя из России еще любопытнее то, что интерес к древним ремеслам у норвежцев не чисто музейный, консервирующий, а практический: они стремятся восстановить старинные технологии, чтобы их можно было применять на практике. Та же часовенка или черная баня, срубленные мастером Осиповым, красуются не где-то в заповеднике, а перед вполне современным отелем, принадлежащим предпринимателю, к полному его удовольствию. Органичное сочетание старины и современных технологий - это то, чему у норвежцев нужно учиться и учиться. Если, к примеру, деревянный храм оборудуется современной противопожарной системой, то будьте уверены, что это не громоздкие и разрушительные брандспойты, а специальные устройства, которые при необходимости создадут водяную завесу в виде плотного, но очень мелкого тумана. Словом, при тушении старинная постройка не пострадает...

А ремесло плотницкое - оно и в Норвегии ремесло. Есть, конечно, и тонкости - местный материал диктует мастерам манеру работы: одно дело рубить избу из сравнительно тонких бревен, а другое - когда перед тобой деревья-великаны в два с лишним обхвата. У русских тоже свои секреты, например приемы вытесывания доски, утраченные и вновь открытые замечательным мастером Александром Поповым, с которым Юрий Осипов вместе работал в Неноксе. Поверхность, обработанная старинным методом и хранящая следы топора, хорошо сохраняется, да и смотрится привлекательно - по ней вьется причудливый узор то ли елочки, то ли скелета рыбы.

...На самые разные вопросы о русских и норвежских ремеслах может ответить Юрий Валентинович. Вот только не знает он, почему так разителен контраст между тем, что он видит в Норвегии, и тем, что окружает нас здесь, на родине. Попробуем ответить: что у них есть такого, чего у нас нет? Рыболовство, судостроение, нефть - все это и наше достояние. Но почему-то лишь там, а не у нас власти не ссылаются на нехватку средств, когда речь заходит о сохранении исторических памятников и ремесел. Лишь там в национальное наследие - не только свое, но и соседей - вот так систематически, не напоказ вкладывают собственные средства состоятельные люди - и в конечном счете, могут на этом еще и зарабатывать. Что же у нас-то разладилось? У нас, чьи предки могли поднять к небу величественный храм без единого гвоздя?

Вопрос этот интересует и нашего собеседника. Впрочем, он не политик, не публицист и вообще не теоретик, а работник-практик, и его ремесло для него гораздо интереснее лирических отступлений. С 1991 года изучает он искусство плотника-реставратора, работал в Неноксе, Кен¬озерье, Ферапонтово. В ближайшие недели планирует поработать на себя - построить дом в Вологодской области. А в августе его снова ждут в Норвегии. У русских мастеров есть еще немало хитростей, которыми можно поделиться с варягами.

Станислав ЗЕЛЯНИН