Вечерний Северодвинск
Номер от 16 июня 2005 г.

Уставные отношения
Администрация и муниципальный Совет меняют правила игры

Если раньше городские депутаты и чиновники жили одной семьей, где всякое случалось, но до развода дело не доходило, то теперь благодаря новому Федеральному закону «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» им предстоит жить врозь. Новый же городской Устав должен поставить точку в вялотекущем бракоразводном процессе администрации и муниципального Совета.

Рабочая группа, куда вошли представители и той и другой стороны, в рекордно короткие сроки закончила работу над документом. Придя к согласию по ключевым моментам нового Устава в оставшиеся до сессии дни, обе ветви местной власти должны собрать замечания и предложения, если таковые у населения имеются, и утрясти между собой пару спорных моментов. Есть пустяшные, например, как будет впредь называться муниципальный Совет - городским Советом или городской Думой. По мнению городских избранников, «дума» звучит солиднее, хотя старшая сестра - Дума (Государственная) - делает все, чтобы это слово из четырех букв от созыва к созыву теряло свою патриархальную степенность и солидность, а вместо этого отливало желтизной и пахло скандалами. Да и Северодвинску - молодому, амбициозному и энергичному технарю, наверное, больше соответствует название Горсовет. Но, повторяю, это не принципиально.

Есть разногласия и посерьезнее. Например, депутатам не нравится, что мэр имеет право назначать себе заместителей, не спрашивая согласия Совета. Кроме того, администрация, имея в виду хрестоматийное «богу - богово...» или еще проще: «забирай свои игрушки и не писай в мой горшок», включила в проект Устава пункт, где говорится, что депутаты, все вместе и каждый в отдельности, «не вправе вмешиваться в оперативную деятельность администрации, а также принимать решения, наделяющие Совет депутатов Северодвинска исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения». Депутаты, естественно, против, хотя у них и так есть достаточно возможностей влиять на мэрию. Именно они утверждают бюджет города и все его изменения и дополнения. А чего стоят исполнительно-распорядительные полномочия без финансирования? Любые оперативные и не очень решения упираются в строчки бюджета. Хотя интересно бы было посмотреть, как депутаты, загнанные в жесткие рамки регламента, предполагающего множество процедурных барьеров, смогут вмешаться в оперативную деятельность. Оперативно разработать повестку дня, быстренько подготовить необходимые документы, комиссиям срочненько вынести свое заключение и рекомендации, шустренько подготовить проект решения, скоренько довести его до каждого депутата, а потом еще собраться, и не абы как, а чтобы кворум имелся, и дружненько принять решение большинством голосов.

Скоренько и шустренько, может, и получится, зато с «дружненько» у них нынче напряг. Группа депутатов, малочисленная, чтобы серьезно затормозить работу всего Совета, но достаточная, чтобы повлиять на результаты голосования, из кожи вон лезет, доказывая свою значимость. Некоторым избранникам ничего не стоит уйти с заседания, хлопнув дверью. Для них пара пустяков не явиться на сессию или сорвать работу комиссии. А чего и кого им бояться? Ответственности-то никакой! Разве что особо разгоряченный избиратель посмотрит на такого депутата да и подумает: «Надо ж как ошибся! А ведь таким деловым и ответственным казался. Может, отозвать его к такой-то матери? Ведь имею право...» Это право у нас никто не отнимал, можем и депутата, и мэра отозвать. Правда, теоретически. Когда речь идет о выборах, достаточно, чтобы к урнам для голосования пришли 20 процентов избирателей. И тот, кто получит большинство голосов этих 20 процентов - победитель. Согласно Уставу, чтобы лишить мэра кресла или депутата мандата проводится специально назначенное голосование, и не оправдавшие доверия «считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе». А это практически невозможно. Так что избирателю проще потерпеть 4 года, а в следующий раз быть умнее.

Разработчики нового Устава терпеть до следующих выборов не хотят. Они прекрасно понимают, что Совет в своем нынешнем составе, а с ним и администрация могут вместо нормальной работы над бюджетом получить геморрой. Поэтому в новой редакции Устава предпринята очередная попытка изменить правило, когда решения по вопросам, касающимся бюджета, принимаются двумя третями голосов (в нашем случае -

17-ю). Конечно, простое большинство набрать проще и быстрее. Не нужно тратить время на уговоры особо упрямых или принципиально несогласных. Но, согласитесь, принимать главный финансовый документ с перевесом в один голос как-то несолидно.

В Уставе появилась глава о контрольно-счетной палате. Так никто и не озвучил, во сколько этот новый орган обойдется городской казне. Да и нужен ли он? В какой-то момент подумалось, что кто-то из депутатов прошлого созыва так, на всякий случай, строил себе запасной аэродром. Поживем - увидим. Что касается важности и нужности этого органа, то вспомните, к примеру, главную Счетную палату страны - степашинскую. По результатам ее широко разрекламированных проверок разве что «Фитиль» на ее же деньги сюжеты снимает и по телеку на всю Россию позорит. А наша новоиспеченная что сможет? Пальчиком погрозить? И кому? Себе же, поскольку главная задача нашей контрольно-счетной палаты - контроль за исполнением бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета и отчета об его исполнении. А не проще ли запрос в прокуратуру послать? Так, мол, и так, проверьте, а то мало ли чего! Да и у самих депутатов есть право и даже финансы, чтобы при необходимости проводить проверки собственными силами. Чего у них, вероятно, нет, так это времени и желания.

У горожан тоже ни капельки желания, да и времени жалко, чтобы вникать во все тонкости предложенного им на суд документа.

Народ у нас, накушавшись демократией, глотавший ее большими кусками и не прожевывая, к счастью, не подавился, но несварение получил, а потому инертен и пассивен. Да и не ждут от него веского слова. Главное в этом деле - соблюсти приличия, чтобы в случае чего сделать круглые глаза: «Так мы же с вами советовались!» Практика показывает, что если и поступят от населения какие-нибудь предложения и замечания, то не мешками, так, раз два и обчелся.

И все-таки стоит отнестись к новому Уставу повнимательнее, как-никак именно этот документ будет определять жизнь северодвинцев на ближайшие годы, а то и десятилетия. Возможность высказаться у общественности есть: 22 июня в 16 часов в зале заседаний мэрии пройдет обсуждение этого документа.

Полина ВАСИЛЬЕВА