Вечерний Северодвинск
Номер от 14 июня 2005 г.

Владимир Стеклов: «Почему бы не повыть на багажной полке?»
Народный артист России готов ответить на ваши вопросы. В следующий раз

На интервью актер согласился без церемоний. Но неожиданно робко заметил: «А можно после спектакля? Хочу побродить немного. Красота-то у вас какая! В Москве озера у театра не сыщешь...» И неспешно отправился на берег, присел, покусывая травинку, задумался.

Д ВУХЧАСОВОЙ спектакль «Место, похожее на рай», где наш герой сыграл Князя Тьмы, пролетел как одно мгновение. И вот уже заработал мой друг-диктофон.

- Владимир Александрович, сколько вам лет?

- Пятьдесят два.

- Какой молодой...

- Я - молодой?! (Актер нарочито сатанински расхохотался).

- Мне чуть больше. Ничего, если вдруг в разговоре обращусь к вам без отчества?

- О чем разговор! Как вам удобнее. Просто Володя - и все.

- В своей жизни я испытал ряд театральных потрясений. Это и Фаина Раневская, и Алиса Фрейндлих, и Наташа Гундарева в «Леди Макбет...» И еще одним стали вы. Я впервые увидел вас на гастролях в Архангельске, когда вы играли в «Пороге» Алексея Дударева. До сих пор вспоминаю - мурашки по коже. Ощущение настоящего театрального чуда.

- Спасибо, что помните.

- Насколько я знаю, приглашение в Москву последовало после того, как на Дальнем Востоке вы сыграли князя Мышкина.

- Да.

- Как это было?

- Как сыграл или как пригласили?

- Нет, хочу узнать, как дальневосточный успех докатился до столицы.

- Ничего необычного. Наш театр из Петропавловска-Камчатского приехал на гастроли в Москву, тогда меня и заметили. Пригласили сразу в два театра - Пушкина и Станиславского. Я выбрал последний. В то время театр Станиславского был на подъеме, на его спектакли стремилась попасть вся театральная Москва.

- Известно, что Москва слезам не верит... Насколько благосклонно приняла вас столица?

- Я не был исключением. Москва не верит не только слезам. «Порог» стал моим дебютом. Причем достаточно успешным. Этим спектаклем ярко заявил о себе режиссер Владимир Портнов, хотя он ставил уже что-то в театре Маяковского. Во всех последующих спектаклях этот режиссер доверял мне центральные роли. «Постояльцы» Николая Троя, «Дело» Сухово-Кобылина. Александр Товстоногов поставил «Собачье сердце», где я сыграл Шарикова. Каждая следующая роль приносила и мне, и зрителям какие-то новые творческие дивиденды. Потом я получил приглашение от Марка Захарова в Ленком, где тоже продолжал расти.

- Володя, если уйти немножко в сторону от профессии, как вы относитесь к сериалам?

- Сериалы, как и «полный метр», имеют и ту и другую стороны. Мой первый сериальный опыт - «Петербургские тайны». Мне кажется, он был достаточно удачным, зрители прислали много писем. Потом был сериал Саши Муратова «ДДД» («Досье детектива Дубровского»). Следом прошли «Грехи отцов», мы играли с Лялей Мордвиновой. Эти вещи я отношу к положительному опыту. Но есть сериалы, что называется, ни уму, ни сердцу, снимался в них из чисто меркантильных интересов. Есть еще один интересный, достойный проект - «Темная лошадка».

- Он сейчас в запуске, в работе?

- Нет, снят два года назад, но по каким-то непонятностям зритель его не видит. Его снял Сережа Газаров.

- Знаю, что все актеры по своему творческому нутру - приколисты. Каким самым интересным образом когда-нибудь разыграли вас и как вы кого-нибудь «достали»?

- В «Школе современной пьесы», где я сейчас служу, меня окружают крайне интересные люди. Двое из них, к сожалению, ушли из жизни - Михаил Андреевич Глузский и Женя Дворжецкий. У них был что ни день, то прикол, и не один. А какой приколист Лев Константинович Дуров! Мы с ним играем в двух «Чайках» - Чехова и Акунина. Он играет Сорина, я - Тригорина. Каждый раз выхожу на сцену в предынфарктном состоянии, не знаю, чего ждать от партнера.

- А конкретные шутки?

- Были на гастролях, не буду называть город. Играем чеховскую «Чайку» с Сашей Гордоном, только что вернувшимся из Америки. Он - Треплев, я - Тригорин. Подкатывают телевизионщики: «Как бы вас собрать всех вместе, чтобы взять групповое интервью?». «Всех не выйдет, - отвечаю. - Гордон на это не пойдет. Саша находится под наблюдением спецслужб. Он вернулся из Америки, где его завербовали, и сейчас ведет двойную игру. В силу своей журналистской профессии он везде ходит с диктофоном и камерой и снимает военные объекты». Представьте, всю эту галиматью выдали в эфир. Эффект был потрясающий, в отрицательном смысле этого слова. Мне потом долго промывали мозги. Иру Алферову любим разыгрывать. Как-то она ехала в одном купе с известной балериной Людмилой Семеняка. Пока их не было, один народный артист забрался на багажную полку и всю ночь жутко подвывал, пугая их до обморока. Это был я, как вы догадываетесь. Все артисты - дети, только большие.

- Владимир Александрович, в нашей газете время от времени мы проводим «прямой провод» с интересными людьми, когда они отвечают на телефонные звонки читателей. Откликнулись бы вы на такое приглашение?

- Непременно. В следующий приезд обязательно приглашайте. Почему бы не поговорить «за жизнь»?

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ