Вечерний Северодвинск
Номер от 9 июня 2005 г.

Сюрпризы из желтой папки
За 80 лет у Валерия Лукичева было многое: взрывы, книги, героизм и... глупости

Недавно, придя на работу, я увидел на своем столе пухлую желтую папку. Еще не зная, как и откуда она тут появилась, внутренне почувствовал, что меня ожидает какой-то приятный сюрприз. И не ошибся. Развязав папку, я увидел несколько книг, на обложке которых значилась фамилия одного и того же автора: Валерий Лукичев. И дальше, уже по ассоциации, вместе с фамилией память вынесла воспоминания о шестидесятых годах, когда я, начинающий редактор, только-только привыкал к этой должности.

В ТУ ПОРУ у многотиражек всех мастей и рангов штатных журналистов было совсем немного. Нагрузка на каждое перо - огромная. Поэтому особо ценились добровольные помощники - внештатные авторы. Никаких гонораров в многотиражных газетах в ту пору просто-напросто не существовало. И те, кого называли рабкорами, писали совершенно безвозмездно, лишь из любви к искусству.

В невысоком худощавом посетителе, появившемся однажды в редакторском кабинете, ощущалась былая военная выправка.

- Лукичев Валерий Федорович, - коротко представился вошедший. И тут же добавил, что с газетами он уже сотрудничал, писал в основном в многотиражку треста «Котласбумстрой», строящего знаменитый бумажный комбинат в Коряжме.

С того дня в редакции он стал частым гостем, своим человеком. Героями его публикаций были и передовики производства, и бывшие солдаты, прошедшие войну, о которой наш рабкор знал не понаслышке. С удовольствием читались и мини-зарисовки о повадках лесных обитателей...

Ловлю себя на мысли, что уже не терпится заглянуть и под обложки. Первая же приоткрывшаяся книга «Родовое древо», выскользнувшая из желтой папки, приносит очередную неожиданность.

- Ба, - таким возгласом выражаю я свое удивление, пробежав первую страницу. И уже более внимательно дочитываю вот эту заметку из «Трибуны рабочего» за 13 июня 1975 г., взятую в книгу в качестве предисловия.

«Пройдено полпути

Сослуживцы... Мы проводим с ними так много времени, что порой... почти ничего о них не знаем. «Петров? Нормальный специалист, дома у него, правда, что-то не ладится, а так, ничего».

Время приносит нам знакомства все с новыми и новыми людьми. Мы ищем в них что-то интересное, полезное для себя, открываем новое. Одни становятся нашими друзьями, другие - хорошими знакомыми, при встрече с третьими мы начинаем внимательно изучать витрины магазинов или, опустив глаза, принимаем задумчивый вид.

Остановитесь, оглянитесь... В вашем старом знакомом сослуживце так много нового, интересного, неоткрытого. Пишу это потому, что поймал себя на мысли о том, как часто я разговаривал с активным рабочим корреспондентом нашей газеты Валерием Федоровичем Лукичевым и как мало о нем знал, хотя журналисту, как говорится, это по штату положено.

Вот он на снимке. Двадцатилетний. Но за его спиной уже два с половиной года победно закончившейся войны. Старый снимок, но с него глядит на вас по-новому хорошо знакомое лицо. Чем были заполнены твои тридцать прошедших с той поры мирных лет?

Буднями с их трудностями, радостями. После схваток с внешними врагами страны была борьба с внутренними, потом мирная работа. Эти руки, которые держали в руках винтовку, автомат, гранату, неуверенно брали сначала сына, а потом дочь.

Валерий Федорович - один из немногих, кто средства войны - разрушения - использует в мирных целях. Он - специалист по взрывным работам. Трудится в отделе главного технолога. С помощью взрывов сейчас ведутся: и заготовка мраморной крошки, которая идет на изготовление сварочных электродов, и разрушение старых фундаментов. Лукичев долго и упорно добивался и добился, чтобы отбойный молоток изжил себя при выполнении этих работ «Как можно в наше (!) время, - говорил он мне, - часами долбить камень, если взрывчатка сделает это за считанные секунды!»

На наше предприятие Валерий Федорович прибыл в 1962 году, «желательна личная встреча с вами для переговоров об условиях работы на нашем производстве», - написал ему тогда в поселок, где трудился Лукичев, начальник отдела кадров.

Объем взрывных работ на строительстве целлюлозно-бумажного комбината, где он был еще и секретарем партийного бюро СМУ, членом парткома стройки, к тому времени закончился, а ему хотелось работать по избранной специальности, и предложение было принято. Помимо основной работы Лукичев активно занимается общественной: был членом профсоюзного бюро, избирался редактором стенной газеты, членом правления общества «Знание», товарищеского суда, активно сотрудничает на страницах газеты.

У Валерия Федоровича есть домашний музей, где кроме привычных фотографий хранятся его газетные выступления, по объему не уступающие солидному роману. В толстой папке хранятся материалы, накопленные им более чем за двадцать лет по редкой, но избранной и любимой им специальности взрывника.

Двадцатилетнему парню, изображенному на снимке, завтра исполняется пятьдесят. Пожелаем ему успехов в будущем.

В. Белоусов».

Тридцать лет тому назад Вячеслав Белоусов, теперь главный редактор «Вечернего Северодвинска», а тогда корреспондент «Трибуны рабочего», написал о том, чем увлекался, чем занимался на протяжении тридцати мирных лет наш рабкор. Нынешняя юбилейная дата - хороший повод, чтобы рассказать и о следующем тридцатилетнем отрезке его жизни.

Тогда, в 1977 году, он рассчитался с предприятия и как-то потихоньку исчез с нашего горизонта. Потом стало известно, что он уехал на свою малую родину. Оттуда, с Вологодской земли, раза два приходили короткие приветы. А занимался Лукичев, как всегда, многим. Работал на ремонтном заводе. Много труда и старания вложил в домик в деревне, нянчил внуков и правнуков. И конечно же, сотрудничал с областной газетой «Красный Север», на страницах которой появлялись его довольно острые критические заметки. Там, на Вологодчине, были напечатаны и первые подготовленные им сборники: «Трудные слова», «Лесная аптека», «Пословицы и поговорки»... В общей сложности их набралось двенадцать. А в итоге появились и первые собственные произведения («В журавлином краю», «Вологжане-гвардейцы-зенитчики», «О рыбаке и рыбке», «Житники. Бухтины деда Никанора»).

Были моменты, когда я не раз жалел о том, что в повседневной суматохе во время наших многочисленных встреч с активным рабкором не удосужился узнать, за что он получил орден Красного Знамени. Сам по себе этот факт не был исключением. На заводе тогда трудились более двух тысяч демобилизованных воинов, и очень многие из них были отмечены орденами. Удивляться можно было другому. Кавалером столь высокой награды гвардии рядовой Лукичев стал в восемнадцать лет. И вот теперь узнаю, как это происходило, уже из его боевой характеристики. Оказывается, «гвардии рядовой Валерий Федорович Лукичев, работая телефонистом, в боях за Днепр и Фастов показал образец мужества и геройства. В бою под городом Фастов 10 ноября 1943 года, когда лавины немецких танков ринулись на город, он, находясь на наблюдательном посту, корректировал стрельбу нашей артиллерии. Несмотря на критическое положение, не покинул своего поста, выполняя поставленную задачу, атака танков была отбита».

Снова возвращаюсь к его «Родовому древу». Это хорошая добротная книга. Она интересна и по форме, и по содержанию. В ней подробно и интересно написано о деревне Марковской, где зародилось родовое древо Лукичевых, о семье, о судьбах многих родных и близких. Мемуары выходят за рамки семейной хроники и содержат тревогу за порушенную сельскую глубинку, за судьбу вологодских деревень. В ней есть простые, но очень важные советы молодым людям, вступающим в большую жизнь.

«Надо сказать, что за свою жизнь допустил немало глупостей. Что-то исправил, что-то и нет. Некоторые из них просто не могу себе простить. Так что жизнь моя, считаю, была не очень путевая», - откровенничает Валерий Федорович.

В качестве комментария к этому откровению замечу, что его жизненная копилка полна множеством добрых дел и героических поступков. Что же касается глупостей, то уместно спросить: «А у кого же их не было?»

Ныне Валерий Федорович уже прадед. Через несколько дней ему исполнится 80 лет. «Силы уже не те, - замечает он, - но занимаюсь огородом. Хожу на рыбалку (рыбак с клюшкой). Иногда кое-что пишу. В плане - написать воспоминания о Коряжме». Словом, живо в нем творческое начало. Так пожелаем же ему успехов в будущем.

Александр БУРЛОВ