Вечерний Северодвинск
Номер от 7 июня 2005 г.

Увидеть Париж и... умереть
В предыдущем номере «Вечернего Северодвинска» было опубликовано письмо Геннадия Захарова об известном художнике Михаиле Рогинском. Автор просил откликнуться тех, кто помнит этого Мастера в бытность его в Северодвинске. Найти таких людей пока не удалось, но вот наш внештатный автор провел собственное исследование жизни и творчества Михаила Александровича, обратившись к архивным материалам.

Не так давно в газете «Культура» промелькнуло название Северо-двинского драматического театра - упомянут он был в статье Сергея Бархина, посвященной художнику Михаилу Рогинскому. В середине 50-х годов по эскизам никому не известного тогда сценографа создавались декорации в нашем театре.

Ныне творческое наследие Рогинского в почете: в последние годы прошли его выставки в Третьяковской галерее и Русском музее. В справочнике цен «DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней» полотна Рогинского оцениваются от трех до тридцати тысяч долларов. Его наградили независимой премией «Мастер», учрежденной столичными арт-критиками. Из-за болезни Михаил Александрович не смог приехать на вручение из Парижа, где он жил с 1978 года. А в июле прошлого года его не стало...

Я попросил заведующую литературной частью нашего театра Надежду Тютеву показать мне имеющиеся в театральном музее материалы, связанные с Рогинским. И вот передо мной лежат программки оформленных им спектаклей, фотографии. На одном из листочков справа написано: «Пришел из армии, молодой». Могу предположить, что выпускник училища им. 1905 года проходил военную службу именно в наших краях, а потом на какое-то время решил остаться и поработать на Севере.

Михаил Александрович Рогинский трудился в нашем театре два сезона - с 1954 по 1956 год. За это время оформил дюжину постановок, среди которых «Последняя жертва» и «Невольницы» А. Островского, инсценировка романа

Л. Толстого «Воскресение», драма В. Гюго «Мария Тюдор».

Поработав после Молотовска в театрах Пскова и Лысьвы, Рогинский к началу 60-х годов возвратился в родную Москву и занялся живописью. Закончилась, как пишет Бархин, «театральная ссылка» - «наелся провинциальным театром».

Была ли работа в наших краях для Михаила Александровича действительно ссылкой? Если и так, то все-таки добровольной. Мне кажется, события жизни каждого человека подчинены определенным закономерностям. Сам же автор статьи видит «в широкой, небрежной технике» Рогинского именно театральные истоки, то есть опыт работы в провинции оказался совсем не бесполезным для художника. Бархин связывает «обожествление предмета, вещи» в произведениях Михаила Александровича тоже с работой в театре, сравнивая в этом качестве близкое к итальянскому неореализму с кино.

Неореализм Рогинского живописал нашу обыденность. Далеко ходить за этой «прозой» ему не надо было. И в Москве, и в Париже Мастер жил «бедно, очень бедно», ел чуть ли не на газете. Но писал очень и очень много. Художник, повидавший провинциальную Россию и бедный театр, никогда не изменял им.

Виктор ФЕСЕНКО, театральный художник