Вечерний Северодвинск
Номер от 26 мая 2005 г.

Треск за ушами мертвого осла
Россия жестко обозначает свои территориальные интересы

Когда на своем катере я расходился с китайцем, то целил ему в нос. Китаец всегда отворачивал. Нас учили: «Амур - русская река!» И я знал, что на этом участке границы хозяин я, командир группы малых катеров. Жесткое поведение в отношениях считалось нормой. Хотя это совершенно не означало, что наши ребята были уж совершенными отморозками. Впрочем, голые задницы обгоняемым китайским судоводителям мы показывать любили. И те терпели. Чем был СССР, и чем была КНР...

В те времена точного разграничения, где чья вода, где чей остров, не существовало. Наши официально не совались за фарватер, китайцы не жались к нашим берегам. И только во время рыбной путины и советские, и китайские промысловики рыбачили по всей ширине реки.

Тем не менее то наш катер сядет на мель у китайского берега, то китайскую лодку занесет в нашу протоку. Бывало, и за пулеметы хватались. Позднее чекисты проясняли ситуацию. И оказывалось, что на советском берегу ниже Благовещенска китайцы считали своими триста деревень. Тут уж ушки держи на макушке.

Теперь на Амуре можно вздохнуть с облегчением. С разграничением двух последних островов под Хабаровском все российско-китайские пограничные проблемы оказались урегулированными. У нас друг к другу больше нет территориальных претензий. Мало того, китайцы настаивают, чтобы от Благовещенска к Хэйхе был построен мост. Помню я тот Хэйхе. Грязновато-коричневые домики. И пятьдесят девять труб кустарного металлургического производства. А сейчас современный административный центр. Русские предприниматели уже и бизнес на берегу Поднебесной ведут. А тамошние хозяева зовут благовещенцев и жить в современных домах. Нынешнее урегулирование границы резко увеличивает наше экономическое сотрудничество. Запад уже не скрывает, что боится такого союза.

Когда еще только решались российско-китайские пограничные вопросы, многие опасались, что мы разбрасываемся своей территорией. В Пекине, кстати, точно так же говорили о своем руководстве. Опасения подобного рода отчасти оправданны. Но 23 мая президент Владимир Путин, пообещав Латвии мертвого осла уши, а не «Кемску волость», поставил все точки над ё. Никаких территориальных претензий Россия принимать не намерена. Это жесткое и твердое заявление прямо как бальзам. Ну а у латыша, как всегда, душа и еще кое-что.

Объявить-то мы свои интересы объявили. А сохраним ли мы свои вершки в неприкосновенности? Оказывается, в Пограничных войсках начинается модернизация.

ФСБ приступила к созданию новой спецслужбы - береговой охраны. Создавать ее будут поэтапно. Владислав Куликов в «Российской газете» пишет: «Пограничное морское управление в столице уже преобразовано в управление береговой охраны. На территориях, где преобладают морские направления, сформированы пограничные управления береговой охраны, к концу 2006 года должны быть созданы отряды береговой охраны. От обычных пограничных отрядов они будут отличаться тем, что в них войдут и заставы на побережье, и морские соединения, и даже морские пункты пропуска через границу. Будет у береговой охраны и своя разведка. Главными клиентами (в самом нехорошем смысле слова) береговой охраны должны стать браконьеры, террористы, контрабандисты и нелегальные мигранты».

Охранять морскую границу и рыбные богатства 200-мильной экономической зоны будут при помощи новых методов, включая космическое наблюдение. Новой пограничной береговой охране потребуются специалисты, имеющие специфическое гражданское образование. Это и моряки транспортного флота, и рыбаки, и экологи, и медики. Сейчас разрабатывается Федеральный закон «О статусе и защите Государственной границы Российской Федерации». В нем прописываются и вопросы защиты государственной границы на морских направлениях. Что самое поразительное - судя по заявлениям руководства Пограничной службы, призывников в формируемую структуру не возьмут.

Произойдут изменения в охране границы на Белом море и в целом на акватории Ледовитого океана. Для этого налаживается обмен информацией, согласование решений, совместный анализ складывающейся обстановки на трассах Северного морского пути и в пунктах пропуска через государственную границу в морских и речных портах.

Для квалифицированной и надежной охраны морских рубежей потребуются корабли и катера новейших проектов. Пограничный флот устарел морально еще в прошлом веке. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть через забор архангельской бригады пограничных кораблей. Кого можно догнать на этих «коломбинах»? Кому противостоять? Вот почему сейчас разрабатываются проекты пограничного сторожевого корабля ледового класса для длительного патрулирования в Арктике, многофункционального ПСКР для длительного патрулирования территориального моря и исключительной экономической зоны, катера-перехватчика для быстроходных целей в прибрежиях. Корабли и катера, по мнению пограничников, должны быть оснащены новейшими информационными системами, с высокой степенью автоматизации, иметь комфортные условия для экипажа.

А пока морские пограничники прикрывают границу на чем могут. Очередное испытание произошло 4 мая. В этот день около 14 часов в экономической зоне России на Черном море кораблем Новороссийской пограничной бригады был обнаружен корабль ВМС Франции, вооруженный ракетными установками. Он шел вдоль российской государственной границы. Российский ПСКР выдвинулся в квадрат и предотвратил нарушение границы иностранцем. Об инциденте ничего не говорилось почти до самого праздника.

...В субботу, 28 мая, по традиции надену бескозырку, к флагштоку привяжу еще советский морской пограничный флаг. Позвоню знакомым. Гулять так гулять. Чтобы треск стоял за мертвыми ослиными ушами, которые президент пообещал не в меру возомнившим о себе соседям по планете.

Юрий ЗОРИН