Вечерний Северодвинск
Номер от 5 мая 2005 г.

Жизнь после подвига
Мальчишки-кавалеры мечтали не о славе

Перед праздником Победы «Вечерний Северодвинск» пригласил к себе гостей. Кавалеры солдатского ордена Славы Федор Алексеевич Усов, Илья Маркович Белаковский и Корнил Иванович Румянцев зашли в наш каминный зал с улыбкой: «И что здесь ожидается? Бить будут?» И весело предупредили: «Не так-то просто это будет сделать».

СИЛА им понадобилась только один раз, чтобы крепко пожать руки тем, кто поздравил их в этот день с великим праздником Победы: мэру Александру Беляеву, депутату областного Собрания Александру Дятлову и его команде. «Нам тепло, когда вы рядом с нами», - пожелал долгой жизни уважаемым ветеранам генеральный директор издательства «Северная неделя» Вячеслав Белоусов.

А дальше был разговор не о подвигах - о жизни.

- Ты часто награды надеваешь? - спросил фронтовик фронтовика.

- Очень редко, а после войны мы с ними даже на каток ходили, а некоторые и на работу.

- И кондукторы не брали с нас денег за проезд...

Вспоминают ветераны, как раньше на встречах со школьниками отбоя не было от вопросов: сколько немцев да как убили? Теперь тоже приглашают, только редко о чем-то спрашивает молодежь. Сами рассказывают про то, как довелось гореть в танке, какой сильной и расчетливой была кадровая фашистская пехота и неорганизованными - американские дозоры. И почему военной поры мальчишки, от зари до зари работавшие на заводах, рвались на фронт, а попав туда, нередко просились назад.

Они не просились и не молили Бога о пощаде, семнадцатилетние пацаны, начавшие взрослую жизнь рядом со смертью. Но в душе молодой не только злость на врагов кипела.

- Знали бы вы, как трогала солдатскую душу на фронте поэма Твардовского «Василий Теркин», - рассказывает Федор Александрович. - Какую великую правду он сказал! «Да, друзья, любовь жены, кто не знал - поверьте, на войне сильней войны и, быть может, смерти». А какая у меня, пацана, жена, вот и мечтал о соломбальской девчонке Наташке. Честно скажу, о родной матери думал меньше. Перед страшным боем письмо от любимой получишь - сам черт не страшен. Знаешь тогда: и у меня тоже есть защита.

- В Австрии я после войны служил, хорошую зарплату нам исправно выдавали. Справили обмундирование, пошили на заказ ремни, даже шире офицерских. Так что преимущество я на танцах местных большое имел. Да и немецкий знал, записочки девчонкам писал: «Приходи на свидание». А в ответ: «Мама не пускает», - улыбается Корнил Иванович.

- На фронт я уходил с эвакуации, - вспоминает Илья Маркович, - все наши девушки или погибли, или в рабство германское были угнаны, никто не провожал. Поэтому я более остро воспринимал эти вещи. Но когда по всем фронтам пошло стихотворение «Жди меня»... Сила в нем была огромная! Видел я и трагедии, когда жизни себя хотели лишить солдаты из-за любви... Новый, 1944 год в госпитале встретил, были там хорошенькие девушки-медсестры. Но они в офицерский корпус бегали на танцы - где было нам, в кальсонах с завязками и в халатах, тягаться против офицерской выправки...

И после Победы бороться за себя пришлось. Мальчишками на фронт ведь ушли, и никто тогда не говорил о психологических травмах, полученных в боевых действиях. Даже на ноющие раны некогда было обращать внимание, все приходилось начинать с нуля: учиться, работать, любить....

Но не жалуются они ни на что, оглядываясь назад: судьба сохранила жизнь, а большего подарка не бывает. И на сегодняшний день не сетуют: «Все хорошо. Дети, внуки помогают, вы нас не забываете. Старикам ведь внимание дороже всего».

- А чего ждете от жизни, уважаемые ветераны?

- Правнуков!

Ольга СВЕТОВА