Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2005 г.

Илья Носков: «Собой восторгаться глупо»
От звездной болезни артиста спасает чувство юмора

Встретиться с известным молодым артистом до начала спектакля «Тайна английского пансиона» (по «Мышеловке» Агаты Кристи) не удалось. И дело не в его амбициях. Просто самолет из Питера приземлился в Талагах за сорок минут до «третьего звонка». Так что даже гримироваться ему пришлось прямо по дороге из аэропорта. Но занавес открылся без опоздания, благо герой Носкова (Троттер) появляется на сцене не с самого начала.

Зато интервью состоялось в антракте: для наших читателей Илья поступился собственным отдыхом.

- Илья, спасибо, что нашли время для нашей встречи. Насколько я знаю, вы играете в Санкт-Петербургском академическом Александринском театре. Как вам удается совмещать работу в этом прославленном коллективе с участием в антрепризе и бесконечных гастролях?

- Этим занимаются миллионы артистов по всей России...

- Ну уж и миллионы!

- Тогда, скажем, сотни. Тут большой хитрости нет: мои коллеги прилетели сегодня из Москвы, я чуть позже - из Петербурга. Главное, чтобы прибыть вовремя.

- Илья, скажите как на духу. Вы считаете себя в большей степени театральным актером или «киношным», телевизионным?

- Постоянное место работы для меня театр. А кино - это большая лотерея, дело случая. И съемки - ощутимое подспорье в бюджете. Потому что, согласитесь, на театральную зарплату сегодня в столицах не прожить. Интересная роль - удача, но и финансовая сторона далеко не на последнем месте. У каждой медали есть две стороны. Съемки, грубо говоря, суровая необходимость.

- Уверен, куда бы вы ни приехали, журналисты не обходят вас вопросами о сериале «Азазель». Ваш первый телевизионный опыт... Что он подарил вам больше - восторга или разочарования? Каким вы показались себе со стороны?

- Восторгаться по поводу себя, по меньшей мере, глупо. Волновался на площадке: все же первая главная роль в кино. Это все равно, что бросают человека в воду - выплывет, не выплывет? А ведь «редкая птица долетит до середины Днепра». Я выплыл, потому что была очень хорошая, профессиональная команда, режиссер Адабашьян, который выбрал именно меня. Вся группа всегда была настроена ко мне доброжелательно, приветливо. Там не было междометий на тему, что вот кто-то из звезд не согласился и выбрали меня, молодого мальчика. На самом деле кастинг шел по всей России, тысячи актеров побывали на пробах. Так вышло, что я понравился и Адабашьяну, и Акунину, и продюсеру. Как-то все сразу срослось.

- Были проблемы на площадке?

- Самой сложной оказалась первая съемочная неделя, когда я пытался определить, что же такое кино, как вести себя перед камерой. Старался распределить себя в пространстве. Потом легче, но физически все равно не сахар. Снимался два месяца ежедневно по 12-14 часов. Но мне со всех сторон помогали, не только режиссер и оператор, но и гримеры, осветители, костюмеры. Особенно в подготовительный период. Когда-то было: месяц подготовки, и на войну. У меня получилось примерно так же. Воспоминания остались самые радостные, прежде всего оттого, что я открыл для себя множество щедрых на добро людей.

- Когда наутро вы проснулись знаменитым, стали ли вам поступать предложения играть таких же «карамельных» мальчиков?

- Они были, но я сразу поставил себе условие, что буду ждать ролей совершенно другого плана. Отказался от очень многого, прежде всего сериального. Поступило бы предложение именно от кино, я, может, и согласился бы. А влезать в «мыло» не мог себе позволить. Но вот когда позвали в «Московскую сагу», я откликнулся: и роль интересная, и партнеры удивительные. Это произошло через полгода после того, как вышел «Азазель».

- Илья, сразу после вуза вас приняли в прославленный коллектив, махрово-звездный в хорошем смысле слова. Здесь играли Черкасов, Симонов, Толубеев, Горбачев, Ургант...

- Почти никого из них я не застал.

- Насколько легко произошло вливание в труппу? Долго ли пришлось ходить на побегушках с «кушать подано»?

- От побегушек Бог миловал. Пришлось, конечно, играть роли второго плана, но все-таки это были именно роли. Главных как не было, так пока и нет. Есть моно-спектакли, которые я сделал сам в Театре на Литейном. Пригласили в Молодежный театр на роль Мешема в «Стакане воды» Скриба. В какой-то момент случился конфликт с администрацией Александринки и меня просто «закрыли»: ни ролей, ни перспектив, и так вплоть до того момента, когда вышел «Азазель». На меня стали смотреть благосклонно. Все-таки никому не известный мальчишка в одночасье становится звездой. Глупо так говорить, благо что у меня достало юмора относиться к этому с иронией. Хорошо, что меня окружали умные близкие люди, которые не дали «слететь с катушек».

В гримерку заглянула помощник режиссера:

- Илюша, даем занавес, до твоего выхода восемь минут.

- Илья, ни читатели, ни коллеги не простили бы мне, если б я не поинтересовался вашей личной жизнью. Расскажите, пожалуйста, в пределах допустимого, разумеется.

- Летом мне будет двадцать восемь, в день рождения мы с супругой отпразднуем первую годовщину свадьбы - такой вот подарок я сделал себе на двадцать семь. Живу в Петербурге, свободным временем практически не располагаю. Отдыхать предпочитаю дома, в обществе жены и брата. Своих детей у меня нет, есть крестник Тимофей, сын моего брата Андрея, который работает в БДТ.

Прихватив чашку остывшего кофе и попрощавшись, артист поспешил на сцену. Носков. Илья Анатольевич. Он же Фандорин. Эраст Петрович.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ