Вечерний Северодвинск
Номер от 19 апреля 2005 г.

От фетишизма до ненависти - один шаг
Наконец-то спала мутная волна грязи и помоев, в недавнем прошлом обрушенная на бронзовую ленинскую голову. Бывшие товарищи, разорвавшие партбилеты, попрятались. Видимо, неуемное свое словоблудие направляют на живые пока объекты.

Бедный Владимир Ильич! Дорожка от фетишизма до ненависти оказалась такой короткой... Так что же для нас Ленин сегодня?

Как нормальный советский ребенок с дедушкой Лениным я познакомился в детсаду. Затем была октябрятская звездочка, пионерское детство, четырнадцать лет в комсомоле. И все с ним, с великим и мудрым. Иконописный лик сопровождал нас повсюду. Ну и что? Не мы сотворили себе кумира. Партийной номенклатуре нужен был свой Бог. Им стал Ильич. Воинствующие атеисты просто подменили одного Всевышнего другим. С тем и жили.

Мы относились к Ленину как к чему-то запредельному, мерцающему далеко и высоко. Мы трудились по-ленински, ходили на ленинские субботники, носили на демонстрациях образы новых апостолов, стояли в очереди в Мавзолей.

И вдруг вялотекущий ленинизм кончился. Любимый наш вождь был объявлен врагом всех времен и народов, главным виновником нормальной в целом жизни страны. И понеслось! Мавзолей снести, тело закопать, посшибать памятники, все переименовать. Но, как водится, пар ушел в свисток, и крикуны утихли.

Из истории, как из песни, слов не выкинешь. Ленин - фигура мирового масштаба - виновен лишь в том, что оказался в нужное время в нужном месте, по праву занял свою, изрядно подпорченную историческую нишу. Пусть он лежит в своей усыпальнице не как предмет слепого поклонения, но как уникальный экскурсионный объект. Забальзамированный хирург Пирогов лежит себе в склепе под Винницей, и никто его, хорошего, не трогает.

Мы многому научились в смутные времена и можем отделить зерна от плевел. Мы созрели для того, чтобы самим выбирать себе идолов. Ленин ли, Путин - каждый выбирает для себя.

Но исторические пассажи антиленинцев сделали отчасти и полезное дело. Раньше меня и под пулеметом не посадить было за ленинские труды. Сейчас - читаю. И с большим интересом.

Александр ТОКАРЕВ