Вечерний Северодвинск
Номер от 12 апреля 2005 г.

Когда деревья не были большими
История донесла до нас несколько фотографий этого перекрестка, сделанных приблизительно с одной и той же точки на пересечении улиц Торцева, ранее называвшейся Северной, и Полярной. И каждая из них содержит неповторимые приметы своего времени. На первой - грузовой автомобиль, увязший в непролазной грязи по самый радиатор, на другой - стройные ряды огромных тополей, высоко взметнувшихся в небо, на третьей - хорошо видный вдали корпус Севмашвтуза.

Снимок, предлагаемый вниманию читателей, относится к началу шестидесятых годов и также содержит приметы времени: старинная телефонная будка, столб линии связи, деревянные столбы уличного освещения и тоненькие стволы будущих тополей-гигантов. Улица еще не носила имя Торцева и называлась Северной.

На снимке просматривается совершенно пустой тротуар правой стороны и множество пешеходов на левой. Это не случайно. Левая сторона с незапамятных времен была наиболее оживленной. Тут находилось множество «присутственных мест».

На переднем плане виден фрагмент углового дома, в котором когда-то размещался большой (по тем временам) продовольственный магазин, еще со времен войны именуемый в народе лимитным. В этом же здании было предприятие заводского ОРСа (отдела рабочего снабжения), нечто вроде комбината бытового обслуживания. С магазином соседствовали парикмахерская, швейная, сапожная и часовая мастерские, на первом этаже действовала фотография.

Весь дом на снимок не попал. На переднем плане виден только последний подъезд, в котором находился витаминный цех, выпускающий хвойный напиток. В послевоенное время ОРС был ликвидирован и здание отошло городу. Магазин сохранился, остались парикмахерская и часовая мастерская. Верхний же этаж заняли конторы торгового ведомства. Поначалу это был Беломорторг, разделившийся позднее на Горпищеторг и Горпромторг, трест столовых и ресторанов.

Не менее посещаемым было и соседнее здание. Сейчас в нем детская музыкальная школа №36. А ранее, еще с довоенного времени и до конца шестидесятых годов, он был набит, как терем-теремок. Один из подъездов занимали общественные организации завода: партком, завком профсоюза, комитет комсомола. В другом находились отдел кадров, который тогда назывался отделом найма и увольнения, а также ЖКХ и службы ремонтно-строительного цеха (№18). Теснота была неимоверная. В полутемных коридорах всегда толпились посетители.

Сама же улица Торцева памятна многими событиями. По ней двигались на работу многочисленные колонны заключенных, с нее начинали знакомство с городом иностранные моряки, пришедшие с караванами ленд-лиза, по ней бегал в школу пятиклассник, будущий известный писатель-маринист Валентин Пикуль, а в единственном каменном здании на этой улице находился эвакогоспиталь Карельского фронта.

Северная первой в городе обрела твердое покрытие и на какое-то время превратилась в излюбленное место прогулок молодежи. Тем более что на этой улице находились и клуб Горького, и замечательный для того времени стадион. Старожилы города также помнят, что был период, когда по Северной ходили автобусы. По ней пролегала часть маршрута кольцевой «тройки», ходила и «четверка», соединяющая городской рынок и порт.

Все это тоже истории строки.

Александр БУРЛОВ