Вечерний Северодвинск
Номер от 17 марта 2005 г.

Есть такая профессия труд охранять
И Клавдия Шелгинская любит эту работу

В воскресенье отметят профессиональный праздник все те, кто занят в жилищно-коммунальном хозяйстве. День работника ЖКХ - так он называется. Работника - в единственном числе. Кто же и для газеты может стать единственным представителем нескольких тысяч северодвинских жилищников?

КОНЕЧНО, достойных людей много в любом из шести муниципальных предприятий ЖКХ. Это мог бы быть любой из номинантов конкурса на звание лучшего по профессии и многие другие - из тех, кто не отмечен официальными регалиями, но заслужил уважение жителей. Поверьте, благодарных звонков в редакцию в преддверии праздника было немало... Но есть люди, которые вложили часть своего труда в работу многих других. И одна из них - ветеран МУП «ЖКК» Клавдия Шелгинская, инженер по охране труда.

«С детского дома, в Северо-двинск приехала - в няньках три года жила, училась в вечерней школе, потом в техникуме - тоже вечером. С 18 лет здесь работаю, начинала уборщицей», - вот, пожалуй, весь пролог автобиографии нашей героини. Правда, чуть разговорившись, Клавдия Николаевна не однажды вернется к первым двум десятилетиям своей жизни. Сделает это, чтобы еще и еще раз повторить, как много на пути ее было хороших людей - добрых, отзывчивых, трудолюбивых. Нет, жизнь она повидала со всех сторон: пришлось похоронить первого мужа и дочь. И все же... «Мне-то ведь кто-то помогал, значит, и я должна», - такая философия.

Отчасти потому и работа нравится: можно реально помочь людям. Помощь эта - понятие очень емкое. Входит сюда и стандартное обучение технике безопасности, и обеспечение ее норм на деле (рукавиц не выдали - не имеют права распределять на работы!)... Но и разговор по душам с работником - это, оказывается, тоже своего рода «охрана труда». А Клавдия Николаевна и в этом без ложной скромности считает себя специалистом. На такой работе просто необходимо хотя бы в какой-то мере быть психологом.

Ведь по мере сил убирать тот «сор», которым порой зарастают наши души, - тоже работа. И нередко посложнее той, что обозначена в должностных инструкциях... К тому же порой такое золото открывается под корой грубости, пьянки, неудач, озлобленности или ложного стыда из-за «непрестижной» работы (в «коммуналке» работают подчас и бывшие учителя, и инженеры)! Чувство юмора у нашей героини, безусловно, есть - мы успели его оценить за полтора часа беседы. Может и над собой пошутить: «Мои очки всем предприятием ищут!» Однако анекдоты о вечно пьяных дворнике и сантехнике ее задевают, как будто обидное слово говорится о ком-то из близких: столько ею самой сделано за десятилетия работы в жилищном предприятии, столько пережито... Нет, конечно, работа здесь - не рождественская сказка с «добрыми и пушистыми» героями. Не секрет, что в сфере ЖКХ часто работают люди, как говорится, сложной судьбы. Приходится порой и матюгов наслушаться, и нешуточных угроз. В бытность мастером как-то за пьянку лишила премии плотника. Вскоре после того пошли с ним в подвал. Он возьми да и скажи: мол, пристукну тебя сейчас, и не найдет никто! А Клавдия Николаевна: не боюсь, я детдомовская! А у самой холод по спине - до сих пор вспоминается... Выбрались из подвала. И, что самое интересное, потом очень неплохо сработались с этим плотником! Или другой работник. «Жестянщик - от Бога, - рассказывает Клавдия Николаевна. - Но пил - просто страшенно! Возила я его в ЛТП, сама с ним по выходным сидела у него дома, когда ему страшно становилось... Ничего, набрался сил, лет пять не пил. Жена была довольна, дочка родилась. А он все машины считал, которые пропил...»

И как приятно порой увидеть замечательного человека в том самом почти анекдотичном «пьяном дворнике»!

Не скажешь при этом, что Клавдия Николаевна - человек ограниченный, поглощенный только работой. Нет - она и прядет, и рисует, и гостей принять любит - да и как иначе, если одних племянников у нее шестнадцать! И все же одна из главных радостей для нее - ее дело. Пусть и неблагодарный подчас этот труд, и высмеивается нередко - все же нечасто приходится слышать, чтобы человек так просто и в то же время убежденно говорил: «Я люблю свою работу». Потому и династия зарождается: сын Клавдии Николаевны несколько лет работал на том же предприятии.

Станислав ЗЕЛЯНИН