Вечерний Северодвинск
Номер от 17 марта 2005 г.

Правила дорожного стояния
«Если мы не рабы, то кто мы?» - спрашивают водители «скорой помощи»

В редакцию «Вечернего Северодвинска» позвонила супруга одного из водителей «скорой»: «В январе муж принес тысячу четыреста рублей. У нас ребенок, пожилые родители и вечные долги. Я не знаю, как жить дальше...»

Больше терпеть не можем

Они уже протестовали по этому поводу - бастовали и голодали. Толку от этого, в копейках и рублях, ровным счетом ноль. Зато тезисы руководства насчет ответственности за жизни людей водители машин «скорой Помощи» выучили назубок. Как Правила дорожного движения.

Правда, наступает момент, когда терпеть уже невозможно. Мы встретились. Водители муниципального предприятия «Медсантранспорт» Валерий Гиль, Андрей Филиппов, Андрей Кушников, Сергей Чертов, Николай Афонинов и Николай Чушов буквально с порога заявляют: раньше мы выступать стеснялись, а сейчас нет. Устали терпеть, жить на копейки. А работу свою не бросим, потому что ее любим. Да и куда идти, нас ведь семьдесят человек.

Главная беда водителей «скорой помощи» - зарплата. По их словам, она в среднем еле дотягивает до пяти тысяч рублей и выплачивается крайне нерегулярно. Работники этого муниципального предприятия в принципе знают, что каждый работодатель обязан придерживаться строгого графика выплаты, а за нарушение оного руководителя можно наказать.

Знают водители и то, что отпуск-ные им должны начислять исходя из средней заработной платы за три предыдущих отпуску месяца. Но, говорят, давно позабыли о тех временах, когда бухгалтерия придерживалась каких-либо законных актов. Пиши заявление на три тысячи рублей - и свободен.

Когда-то водителям северо-двинских неотложек доплачивали за особые условия работы, за так называемую «полосу» на машине и спецсигнал. Пару лет назад руководство муниципального предприятия сочло эти траты неуместными, и надбавки исчезли. Получилось вот что. К примеру, перевозит бригада «скорой помощи» туберкулезного больного. На заработной плате врача, фельдшера и медицинской сестры это отразится, а водитель вроде бы ни при чем. Справедливо?

Зато некогда присвоенный работникам разряд остался прежним. Северодвинские водители «скорых» работают в основном по пятому, а архангельские - по девятому разряду. А это - деньги.

Вот вкратце то, о чем мы говорили. Спросила, надеются ли они на городские власти? Выяснилось, что пока еще да.

Большие цифры больших людей

О власти. Летом прошлого года мы с депутатом муниципального Совета Алексеем Новиковым побывали на станции скорой медицинской помощи. Об этом попросил медперсонал. Мол, придите, посмотрите, как мы живем. Врачи и медсестры переживали не только за свое дело, но и за водительское. Они - единый организм.

Алексей Иванович тогда высказал мысль об объединении медицинской и транспортной служб. По мнению депутата, от этого бы все только выиграли, в том числе и водители неотложек. «Проголосуем на Совете - будете нормально жить!»

На днях, уже после встречи с водителями, я поинтересовалась у вновь избранного депутата: мол, как там с планами объединения? Алексей Иванович послал меня... к Гмырину, депутату областного Собрания. Он «круче»?

И все же нельзя сказать, что власти города этой проблемой не занимаются. Очень даже занимаются. На прошлой неделе первый заместитель главы администрации по экономической политике Александр Сидоров провел совещание как раз по этому вопросу. Присутствовавший на совещании директор «Медсантранспорта» Валерий Зангин предложил повысить тариф на услуги муниципального предприятия - он считает его заниженным. У мэрии иная позиция - бюджет принят с дефицитом в 115 миллионов, поэтому город должен жить, что называется, по средствам.

Начальник финансового управления Роман Накозин видит лишь один выход из сложившейся на предприятии ситуации. «Медсантранспорт» должен отказаться от статуса муниципального и стать учреждением бюджетной сферы. Что, оказывается, даст вполне ощутимый экономический эффект. Муниципальное предприятие сегодня вынуждено платить два с половиной миллиона рублей в год в виде налога на добавленную стоимость. Бюджетная сфера от этой нагрузки освобождена.

Специалисты финуправления уже подсчитали, на сколько реально повысится заработная плата водителей «скорой», если они станут бюджетниками - от шестисот до почти двух тысяч рублей, в зависимости от стажа работы. А при приеме на работу им сразу же будет присвоен не пятый, а девятый разряд.

По словам Романа Накозина, администрация города не несет прямой ответственности за предполагаемые нарушения трудового законодательства на муниципальном предприятии. Мэрия всего-навсего заказчик услуги. В принципе, эту услугу она может заказать и в другом месте. За задержки заработной платы, странные начисления отпускных и все прочее отвечает директор.

Будь предприятие бюджетным, и вопрос бы по-другому стоял. Ответственность за исполнение трудового законодательства целиком и полностью лежала бы на плечах мэрии. Заметьте, что северодвинские бюджетники - Накозин это подчеркнул особо - заработную плату сегодня получают вовремя.

Вопрос о придании МП «Медсантранспорт» статуса учреждения бюджетной сферы поднимался более года назад. Виктор Зангин тогда выступил яростным противником этого решения. Действительно, в жизни и предприятия, и директора многое бы изменилось. Могу предположить, что на этот раз администрация Северодвинска займет более жесткую позицию при продвижении своих планов.

И еще о власти. Пока «наверху» решают глобальные проблемы, «внизу» тоже действуют. Главный федеральный инспектор по труду в Архангельской области Олег Ахмадулин на днях принял заявления нескольких водителей МП «Медсантранспорт». Водители просят разобраться, не нарушаются ли на муниципальном предприятии их трудовые права.

Наталья КОЛОГРЕЕВА