Вечерний Северодвинск
Номер от 17 марта 2005 г.

Играя в молекулы, учимся жить
«Трудный» ученик назвал Маргариту Игнатьеву заслуженным учителем Мира

ПУ-28. Идет урок. Стою за дверью кабинета химии и думаю, есть ли там кто живой: тишина просто подозрительная...

Но завуч уверяет:

- Они там. Просто у Маргариты Михайловны дисциплина железная. Сидят очень тихо.

Заходим. Ученики с недоумением переносят сосредоточенные взгляды с учителя на неопознанный объект - на меня. Их явно оторвали от интересной беседы. Преподаватель на несколько секунд прерывает свой педагогический полет, «нажимает на паузу».

- Маргарита Михайловна, к вам пресса, - ставит перед фактом преподавателя завуч. Немного удивленный педагог обещает пообщаться после урока, нажимает на невидимую кнопку, и класс снова погружается в работу.

Ожидая свою героиню, вспоминаю, что рассказали о ней коллеги. Маргарита Михайловна Игнатьева - заслуженный учитель России, учитель высшей категории. Трудится в 28-м училище с 1971 года. Отличный методист, талантливейший педагог, много лет справлялась с должностью завуча. За огромный опыт и умение делиться знаниями коллеги присвоили ей свое, училищное, высшее звание - Учитель учителей. (Я даже не сомневаюсь, что оно пишется с большой буквы!) А недавно у Маргариты Михайловны был юбилей.

- Если бы вы знали, сколько поздравлений и откровений она получила от своих учеников! - говорили мне в училище.

Как говорится, лучше один раз увидеть... Знакомлюсь с признаниями учащихся: «Маргарита Михайловна очень строгий, но справедливый учитель»; «Строгая снаружи, но добрая внутри»; «Я научилась у вас очень многому»; «Маргарита Михайловна хочет, чтобы мы выросли хорошими людьми...»; «Я не «догоняю», как ее можно не понять. Она очень хорошо объясняет!» Запомнилось и четверостишие одной из учениц:

Я строчу за строчкой строчку

Формулы: и спирт, и газ...

Спасибо вам за ваши нервы,

Мы очень сильно любим вас!

Благодарить учителя можно за многое: за знания, терпение, понимание... Все это остается с учителем и даже преумножается с годами. А здесь - нервы! Наверное, это самая большая жертва любого учителя...

Звонок с урока. Подальше отхожу от кабинета химии (вдруг меня снесут обрадовавшиеся свободе ученики). Предостережения оказались напрасными. Дети спокойно покинули класс, и я наконец-то получила возможность познакомиться с Маргаритой Михайловной.

Находясь под впечатлением от ученических «писем», сразу приступила к «допросу».

- Ученики отмечают два основных ваших качества: строгость и справедливость. Вы согласны?

- Конечно, согласна. Только у меня на уроке так тихо и сидят. После школы дети приходят в училище, не умея ни сидеть, ни слушать. Я учу их вниманию. Учу учиться. Слушать учителя и друг друга. Беда в том, что нынешнее поколение привыкло воспринимать информацию глазами, а не ушами. Если раньше дети любили слушать пластинки, то сейчас их не оторвать от видика...

И дети (своих учеников Игнатьева называет только так) успешно учатся учиться. Они часто помогают учителю - сами готовят наглядность. Строгий, но чуткий педагог часто играет с учениками. Например, в молекулы: ты - простое вещество, я - простое вещество. Все берутся за руки, изображая полимеры...

- С таким подходом ваши ученики должны хорошо знать предмет.

- Должны. Но знают не все. Есть и такие, кто первые места на олимпиадах занимает, а есть и ленивые. Это самые трудные дети. И моя задача - заставить их учиться. Я не собираюсь делать из них Менделеевых. Я хочу, чтобы они выросли хорошими людьми. Формулы они забудут, а остальное запомнят...

Грамот и благодарностей у Маргариты Михайловны предостаточно. Но для нее намного дороже откровенные записки ее учеников, которые учитель химии бережно хранит и перечитывает. Одна из них потрясла Маргариту Михайловну до глубины души - не ожидала она таких слов от неуспевающего трудного ученика:

- Вы заслуженный учитель Мира, а не России.

И этим все сказано.

Елена ШЕСТОПЕРОВА