Вечерний Северодвинск
Номер от 15 марта 2005 г.

Разведчик Кочнев: «Служил Советскому Союзу!»
«Шестьдесят лет бродила», - говорит о своей боевой награде ветеран

Рассказывая эту историю и даже думая о ней, трудно не поймать себя на клише: «Награда нашла героя». Да и как еще скажешь, если это в самом деле так? Можно, конечно, и проще описать дело, будничнее, иронично даже: мол, «бродил» орден 60 лет. Так говорит сам наш герой - Яков Матвеевич Кочнев. Но на это имеет право только он.

Орден Славы III степени ему вручили лишь теперь на День защитника Отечества (напомним, около 700 северян не получили вовремя заслуженные фронтовые награды). А началась история этого «советского Георгия» весной 45-го - в одном из тех последних боев, который «трудный самый».

Наши войска замыкали кольцо окружения вокруг Берлина. Путь наступающим преграждала речка. Не очень широкая - метров 60. Но это - по мирным меркам. А тогда, под отчаянным огнем фашистов, каждый метр стоил очень дорого. Пехота, однако, захватила небольшой плацдарм на немецком берегу. Чтобы его расширить, требовалась артиллерийская поддержка. Для определения ориентиров на тот берег отправились несколько бойцов - и среди них командир отделения разведки сержант Яков Кочнев. Переправились на бревнах. Засекли несколько огневых точек противника... И в этот момент немецким огнем был тяжело ранен возглавлявший группу командир батареи. Тогда сержант Кочнев и еще один солдат переправили офицера к своим - и сразу вернулись обратно, на простреливаемый врагом плацдарм...

Обессилевший в том бою от потери крови капитан пообещал своим спасителям представить их к награде. Слово он сдержал, но лишь после госпиталя. А тем временем часть вывели из Германии в Союз - кстати, как раз в Архангельск и Молотовск. Видимо, это одна из причин, почему наградные документы затерялись на несколько десятилетий. Зато уроженец Тюменской области Яков Кочнев оказался на Русском Севере, ставшем с тех пор его второй родиной. Здесь он продолжал военную службу, которую закончил только в 1977 году - мичманом, техником ракетных систем знаменитой северодвинской «ноль-девятки» - военно-морского полигона. С тех пор на пенсии (общественная работа - от 10-летнего председательства в гаражном кооперативе «Прибой» до воспитательных встреч с матросами - для Якова Матвеевича не в счет). Занимался охотой, рыбалкой, да и сейчас катер есть - просто в этом году стало уже трудно одному управляться с подвесным мотором. Что ж, сын на рыбалку свозит, не без лукавинки улыбается ветеран...

А орден Славы - он, вообще-то, должен быть II степени. Статут не допускает повторного награждения одной степенью, а серебряную звезду на ленте цвета дыма и пламени Яков Матвеевич получил еще в войну. Что ж, два ордена Славы III степени - в этом наш земляк стал исключением из правил!

Еще грудь ветерана украшают ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали - в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»... И каждая, конечно, памятная, за каждой своя история. Порой даже уникальная. Вот: один из лучей его ордена Красной Звезды отбит. Оказывается, осколок прошел по касательной и награда стала как бы частичкой брони... Но это - отдельная история.

На прощание я поинтересовался: а что ветеран сказал, получая орден из рук губернатора? «Служил Советскому Союзу», - был ответ.

Станислав ЗЕЛЯНИН