Вечерний Северодвинск
Номер от 10 марта 2005 г.

Артиллерист Ада и другие
Говорят, женщина на корабле - к несчастью. Но всегда ли?

Без преувеличения, Ада Павловна Назарьина на молотовском заводе № 402, а позднее и на Севмаше, была личностью очень известной. Дело тут не только в уникальной принадлежности ее к чисто мужской профессии ответственного сдатчика, но и в том, что специалистом она являлась незаурядным: знающим корабельные премудрости назубок, а еще и ответственным - не столько по названию должности, сколько по сути своего отношения к делу.

Рассказать об этой удивительной женщине меня в свое время попросил ветеран завода Вячеслав Федорович Усынин, тоже человек редких способностей, правда, несколько иного плана: живо интересоваться историей, знать ее, удерживать в памяти величайшее множество событий, встреч с интересными людьми, многие красноречивые подробности общения с ними. К тому же дара прекрасного рассказчика у него не отнимешь.

Сам Вячеслав Федорович с А.П. Назарьиной знаком не был, точнее сказать, знал ее, вот только вместе работать не довелось: разные специальности, цехи, отделы, разными были «заказы». Но многие коллеги-заводчане, по его признанию, с удивительной живостью делились с ним своими воспоминаниями об Аде Павловне. А потом оказалось, есть что вспомнить и самому Вячеславу Федоровичу...

Специальность - пушки

В 1949-м молотовский завод № 402 от больших охотников за подлодками перешел к строительству крупной серии эсминцев проекта 30-бис. Это был один из ключевых моментов в истории предприятия: шел не только рост объемов производства, но и принципиально менялась технология кораблестроения. Требовались специалисты высокой квалификации. В числе прочих приехала в Молотовск и Ада Павловна. Кадровики тогда просто ахнули, прочитав в ее дипломе: артиллерийский факультет Ленинградского военно-механического института, специальность - инженер-механик по морским артиллерийским башенным установкам!

Башенные орудия на эсминцы изготовлял тогда механический цех № 4. Техническое руководство им исполнял отдел под тем же номером. Тут молодому специалисту откровенно повезло: руководил отделом инженер Владимир Семенович Мамашин - личность в кругах корабелов авторитетная. И не только завода № 402. Его практическая школа многого стоила. Назарьина со временем возглавила конструкторское бюро отдела, а позже заслужила лестный отзыв одного из ведущих наших морских инженеров и организаторов К.Н. Кулигина: «Назарьина является одним из лучших работников отдела».

Профессиональная судьба свела Аду Павловну с Кулигиным на строительстве крейсеров - крупнейших кораблей, когда-либо строившихся в Молотовске - Северодвинске. Из 28 лет, отданных заводу, большую часть времени она отработала в должности строителя, старшего строителя. А начинала как раз на крейсерах.

Не кури, пацан!

Ее небольшой рост, мальчишеская комплекция вкупе с обстоятельством, что на палубе корабля появляться она должна была исключительно в мужской одежде, не раз становились причиной забавных случаев. Мой отец, ходивший в сдаточной команде «Мурманска», припомнил одну из них...

Предваряя ее, нужно сказать, что одно время Ада Павловна курила. Правда, причиной тому была вовсе не «огрубевшая женская натура», а известное желание «утвердиться» в чисто мужском коллективе. И вот однажды, попыхивая папироской, она появилась на палубе - рабочий комбинезон, брюки, заправленные в сапожки, волосы, собранные и спрятанные под берет. Проходит мимо одного из постов, как вдруг неосведомленный вахтенный верзила схватил ее за плечо:

- Ты что это, пацан, на палубе куришь?

- Я не какой-то пацан, - вежливо вынуждена была пояснить Ада Павловна, с трудом высвободив плечо, - а старший строитель!

Случаев подобных этому, мне рассказывали немало. Но самый известный, пожалуй, произошел, когда на крейсер пожаловал важный адмиральский чин. Он придирчиво инспектировал боевые заведования корабля и просто опешил, когда по артиллерийской части ему лихо «расщелкала все от и до» хрупкая невысокая женщина.

«Строитель на корабле, будь он механик, вооруженец, корпусник или электрик, всегда находится среди людей - работников всех цехов, отделов и служб, - рассказывала коллега Ады Павловны И.А. Кузнецова. - Ему надо хорошо знать мастеров, бригадиров, рабочих-монтажников, чтобы правильно ориентироваться в обстановке на корабле, чтобы составлять, а затем и контролировать графики выполнения работ... Зачастую без выходных, праздников. Сложная, тяжелая работа, что называется, для мужиков. Но Ада Павловна в ней была как рыба в воде. Более того, никогда не жаловалась на усталость...»

Крейсера - это начало, после них были... подлодки. Причем первые атомные! И здесь Ада Павловна тоже стала первой: первой прошла подготовку в Обнинске, стала первым на заводе специалистом по монтажу и наладке систем автоматики ядерной энергетической установки и теплотехнического контроля. А затем еще 10 лет на атомных лодках - торпедных и ракетоносных. Орден Ленина и множество наград рангом ниже. Согласитесь, удивительная судьба выпала на долю простой архангельской девочки, мечтавшей в детстве о море...

Впереди планеты всей...

В XIX веке известие о женщине, даже отдаленно причастной к морской или корабельной профессии, могло повергнуть в шок достопочтенного обывателя. И до середины века прошлого сенсацией считалась женщина на капитанском мостике торгового судна, хотя «мужские традиции» на флоте уже самым решительным образом рушились, и в числе первых - в России, где больше, чем в какой-либо стране Европы, появилось и женщин-штурманов, и женщин-капитанов. А сегодня в европейской судоводительской практике есть даже женщины-офицеры: старпом подлодки, командир минного тральщика. Правда, не у нас, в Норвегии и Англии.

Последние годы Ада Павловна проживала в Данилове - небольшом городке Ярославской области, куда они с мужем перебрались после ухода на пенсию. Несколько раз я предпринимал попытки связаться с ней - очень хотелось написать о ней большой и обстоятельный очерк, но всякий раз обстоятельства отодвигали встречу, а потом в Северодвинск пришла неожиданная и печальная весть - Ада Павловна ушла из жизни незадолго до своего 80-летия.

Справедливости ради нужно сказать, что на Севмаше была еще одна женщина-строитель - упомянутая уже И.А. Кузнецова. Но женщина - ответственный сдатчик по вооружению, по артиллерийским установками кораблей, о таком нигде и слышать не приходилось. К тому же, если иметь в виду, что и муж Ады Павловны - Иван Александрович Большаков - также по профессии корабел, более того - работал в том же отделе строителей, что и супруга, факт этот нужно признать достойным упоминания в какой-нибудь из книг Гиннесса.

Олег ХИМАНЫЧ