Вечерний Северодвинск
Номер от 10 марта 2005 г.

«Княжеское» дело
Вчера, 9 марта, тренеру первой детско-юношеской спортивной школы Виктору Николаевичу Князеву исполнилось 70 лет.

Вчера были обычные шесть часов тренировок. Тяжело? «Не знаю, что такое упасть от усталости, хотя уже пятьдесят первый год в строю». А голос не устает? «Я его никогда не повышаю. На площадке кричит тот, кто на зрителей работает», - объясняет юбиляр.

Он вырос в Архангельске. Лето детства - футбол, зимой - хоккей на валенках. Старшие братья, уйдя на фронт, оставили ему «настоящие» клюшки: стек из камыша, крюк черемуховый, все вместе выше головы. А зависти у дворовых мальчишек и того больше было.

В Северодвинск Виктор Князев приехал вслед за коллегой-невестой, вскоре ставшей женой. К тому времени у выпускника техникума физкультуры и профессиональная любовь окрепла к баскетболу, спорту желательно высоких и обязательно ловких людей. Учитель физкультуры, играющий тренер. Заочная учеба в ленинградском институте, тренировки, судейство. И ученики, которых вспоминает по годам рождения. Говорит, что никогда никого не выбирал из длинной осенней очереди в спортзале. Ребята сами решали, оставаться после тренировок или уходить. Виктор Николаевич считает советские годы лучшими для баскетбола. А какие худшие?

- Наверное, нынешние. Дети слабые, на тренировке два рывка сделают, и все - не могут больше. Питание у многих плохое. И вросли они в это время: компьютер, телевизор. Да, мы в детстве все время есть хотели, но с улиц было не загнать. Жили в бараках по двадцать четыре комнаты, в каждой минимум трое детей. А сейчас в школе на параллели по два класса... База ДЮСШ стала хуже, в спортзале холодно, в свитере тренировки провожу, а в шубе судить приходится, чтобы не замерзнуть. Просились в спортзал «Север». Пожалуйста, говорят, но платите 150 рублей за час. Если раньше каждый месяц на соревнования ездили, то теперь на первенство России ребят смогли отправить только потому, что родители собрали по три с половиной тысячи, а тренер поехал за свой счет...

Но ведь по-прежнему идут к Князеву ребята, на имя его заслуженное идут. Кем-то из них он наверняка гордиться будет, как Иваном Рожиным, ставшим чемпионом Европы. Виктор Николаевич многих учеников помнит, называет известных: «Замечательный северодвинский травматолог Володя Киселев, доктор технических наук Дима Асеев, контр-адмирал, командир крейсера «Аврора» Лева Чернавин...»

- Виктор Николаевич, а у вас какое звание?

- Знаю, что за глаза Князем называют. А официального звания нет. Мог бы получить заслуженного тренера России, но не хотелось возиться с бумажками-подтверждениями.

- Можно неспортивный вопрос? О вашей бороде, которая со стандартным портретом спортсмена не вяжется.

- Однажды отпуск в лесу провел, бороду отрастил. Думал, приеду в город, сфотографируюсь и побреюсь. А тут первомайская демонстрация, я шел впереди колонны и попался на глаза первому секретарю горкома, он директору нашему привет передал. Тот мне: «Сбрей, а то уволю!» Грозили даже исключить из партии, в которой никогда не был. Вот тут я на принцип и пошел. Да и удобно с бородой - зимой шарф носить не надо.

- Трудно вам было с таким характером в хорошие времена?

- Нет, в конце концов начальники видели, что правда на моей стороне, и отставали.

Всю жизнь он жил только по спортивным правилам. Говорит, что в этом плане баскетбол - самая трудная игра. И, как в любой командной, в ней одна «звезда» погоды не сделает. «Якалок» и драчунов, если даже они самые сильные, Князев не потерпит. Пиво и сигареты тоже из жизни тренирующихся изгоняются нещадно. Пацана, отнекивающегося от дурной привычки, легко поймать на лжи, увеличив нагрузку. После этого приказ: «Бросай или уходи».

- Владимир Николаевич, а есть у вас мечта?

- Есть. Собрать шпану, что бродит по улицам без дела, и привести в спортзал, все равно он утром пустой стоит. Пусть лучше играют, чем ломают что-то. Я уже и сейчас готов часа по два каждый день этим ребятам отдавать. Даже если не в чем, пусть босиком приходят. Хотя нет, гвозди у нас в спортзале из пола торчат, так что лучше все-таки во что-нибудь обуться.

Ольга ЛАРИОНОВА