Вечерний Северодвинск
Номер от 24 февраля 2005 г.

Задали задачку про особняк и дачку
Чего ждать от нового Жилищного кодекса?

С 1 марта вступает в силу новый Жилищный кодекс (ЖК). Вместе с ним - целый пакет из 28 актов, так или иначе затрагивающих жилищную сферу. Авторы нововведений широко их рекламируют - например как «пакет законов о доступном жилье», который-де увеличит предложение на рынке и приведет к снижению цен на квартиры. Однако теперь, после печально известного 122-го закона, уже всем понятно, насколько неоднозначными могут быть даже самые благовидные, на первый взгляд, мероприятия правительства. Тем более настораживают реформы жилищного законодательства, которое касается уже решительно всех...

Но заместитель председателя комитета ЖКХ, транспорта и связи городской администрации Сергей Миргородский считает необоснованными аналогии между одиозной для многих монетизацией и новым жилищным пакетом. Во всяком случае, немедленных потрясений, наподобие тех, что повлек закон №122, не ожидается.

К примеру, все слухи о скорой отмене бесплатной приватизации не подтверждаются: она продолжится до 1 января 2007 года. Единственное исключение - жилье, которое люди получат по договорам социального найма после 1 марта этого года: оно уже не переходит в частную собственность. Так что не нужно никуда бежать, собирать справки, занимать очереди!

Кроме того, немедленные изменения пока просто невозможны. Слишком многое в новых законах обозначено лишь в самых общих чертах, без определения практических деталей, процедур, механизмов. А значит, фактически новые «правила игры» войдут в жизнь не завтра, а лишь постепенно, в течение примерно года.

Один из многих примеров. Ведущая мысль новых документов - государство принимает обязательства по обеспечению граждан жильем лишь в том случае, если они не в состоянии приобрести его самостоятельно. Известно также, что критерии такой способности будет определять центр, порядок определения конкретных цифр и показателей - субъекты федерации, а работать в этих рамках с гражданами будут на местном уровне. Все в соответствии с любимой правительственной идеей о «разграничении полномочий». Но пока нет ни критериев, ни методик, которые бы позволили установить конкретные «достаточные» показатели. В самом деле, что значит при современных ценах и зарплатах «быть в состоянии приобрести жилье»?

Все слишком общо - хотя боюсь, что и в этом тумане большинство граждан различит малоприятные очертания. Известно, допустим, что будут учитываться не только суммы денежных доходов, но и движимое и недвижимое имущество, включая гаражи, дачи, автомашины. А вот как именно - не знает никто. Поэтому пока беспредметны мысли о том, будет ли владелец дощатой дачки на шести сотках приравнен к богачам, способным приобрести особняк. Может, будет. А может, нет...

К слову, один из наиболее распространенных слухов, связанных с новым ЖК: отменяются-де существовавшие годами и десятилетиями очереди на жилье. Это не так, объясняет Сергей Миргородский: очереди как таковые сохраняются. Однако порядок учета меняется: будет приниматься во внимание не только потребность в новых метрах, но и та же способность (или неспособность) их приобрести. Поэтому по мере появления жилья, которое можно было бы предложить очередникам, из всех их списков будет делаться выборка. Невольно напрашивается риторический вопрос: значит, все же кто-то из очередников в один прекрасный день узнает, что для властей он вовсе не такой уж нуждающийся?

Кстати, о пороговых значениях доходов. Одним из главных недостатков существующей на сегодня системы социальной поддержки в области ЖКХ Сергей Миргородский считает понятие прожиточного минимума. Теперь же, с удовлетворением отмечает Сергей Вадимович, «минимум» - лишь вспомогательный параметр. Он резонно видит в нем сугубо статистическую, абстрактную величину, не отражающую реальных потребностей, а следовательно, и уровня жизни гражданина. Тем более что существует немало «сравнительно честных» способов подстраивать налоговую декларацию под «минимальные» цифры - для получения субсидий.

И это серьезнейшая проблема, считает наш собеседник. Сформировалось целое поколение, убежденное в том, что с государством можно и нужно «ловчить»: мол, со мной-то власти не стесняются! При этом представления о собственных правах могут быть самые фантастические. Вот один случай из практики Сергея Миргородского. Собственница пустила в квартиру постояльцев, а сама живет у детей. Люди, обосновавшиеся в ее квартире, пользуются всеми удобствами цивилизации. А хозяйка, добровольно и, возможно, небескорыстно впустившая квартирантов, возмущена тем, что на ее имя приходят счета: она-де у себя не живет!

А между тем людям, приватизировавшим жилье, следует привыкнуть к тому, что они в полной мере отвечают за содержание своей собственности.

Пример - капитальный ремонт. Стоимость его в зависимости от типа и состояния дома - от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. За квадратный метр общей площади. Значит, даже в самом лучшем для себя случае, за самый дешевый ремонт собственники квартиры должны будут заплатить тысяч пять-десять... Городской бюджет отвечает только за фонд, находящийся в муниципальной собственности. Решение о ремонте принимает собрание собственников. Оно же определяет, что именно следует ремонтировать, какими суммами можно оперировать. Нечто подобное уже было и есть в практике жилищных кооперативов.

Однако здесь необходимо сказать еще об одной прогрессивной, по мнению Сергея Миргородского, черте нового пакета законов: впервые как отдельный вид деятельности выделено управление многоквартирными домами. Деятельность эту может взять на себя любое юридическое или физическое лицо, уполномоченное собственниками представлять их интересы. Это не будет просто формальный посредник, подчеркивает Сергей Вадимович. Именно управляющий возьмет на себя организацию того же ремонта, ему будут предъявляться и претензии к обслуживанию приватизированного фонда.

А вот о том, как все это будет осуществляться на практике, сказать пока рано. В ЖК об этом - всего три страницы. Будем ждать разъяснений... Пока же, по словам Сергея Миргородского, мы ни материально, ни морально не готовы к работе по новым правилам. Как и ко многому другому - например, к выплате налога на имущество исходя из рыночной его стоимости. По признанию нашего собеседника, сам он для своей относительно новой для Северодвинска (20 лет) квартиры ожидает примерно двойного, возможно, тройного увеличения фактического размера налога. Но главный вопрос даже не в этом, а в том, кто и как будет определять рыночную стоимость...

Словом, в ближайшем будущем в практическом смысле для рядового гражданина вряд ли что-то изменится с введением новых законов о жилье. Остается ждать - и надеяться на лучшее... Этой мыслью и приходится завершить наши заметки.

Станислав ЗЕЛЯНИН