Вечерний Северодвинск
Номер от 3 февраля 2005 г.

Клара Новикова: «Я вода. Дуйте на меня»
ПЕРЕД включением «прямой линии» Клара перелистала нашу газету:

- Надо же, на плакате я вроде попроще, а здесь - хоть в телевизор.

И тут же со знанием дела:

- Где печатаетесь? В Финляндии?

- Побойтесь бога. Это - северодвинская типография.

После внушительной паузы короткое, но емкое:

- Отпад...

Мы уютно расположились вместе с народной артисткой страны в каминном зале «Вечернего Северодвинска». Она разглядывала нашу гостиную, а мы смотрели на нее - живую!

- Клара Борисовна, некоторые наши читатели, не чая до вас дозвониться в урочное время, задали свои вопросы заранее. Вот один из них. Наверняка вы классно готовите украинский борщ.

- Классно.

- Какова ваша изюминка в его приготовлении? Что вы добавляете в кастрюлю - сухой грибок, гвоздику?

- Клара Борисовна еще не приехала?

- Приехала-приехала! Вот я, вся здесь.

- Ой, как здорово! Я сегодня приду на ваш концерт. А как можно получить у вас автограф?

- После концерта подойдите к сцене. Я подписываю открыточки, или что там у вас будет... Я подписываю всем-всем-всем.

- Вернусь к секрету моего борща. Прежде всего, он не мясной, а с грибами и фасолью.

- Еще «заочный» вопрос. Носите ли вы наручные часы? Если да, то на какой руке? Кто вам их подарил - муж или поклонник?

- Я предпочитаю себе все дарить сама, чтобы потом ни с кем не делиться. Часы я ношу на левой руке. Вот это - мои любимые. Я купила их в Израиле. Там есть такой художник - Паран. Сами часы - швейцарские, а оформление именно его. Он работает в Париже и дружит со Швейцарией. Так что я придерживаюсь парижской моды.

- Вы много гастролируете по всему миру. Скажите, в какой стране зритель наиболее благодарный к жанру, который вы представляете?

- Нет такой страны, где бы люди не любили смеяться, где бы не были благодарны за подаренную улыбку. Моя сегодняшняя задача - не быть похожей на тех, кто смешит. Бывает, что зрители похохотали, вышли из зала и забыли. А мне важно пробудить в людях эмоции, чтобы после моего концерта они становились хоть чуточку добрее и внимательнее друг к другу. Вот я и пытаюсь это делать. Пытаю-юсь! Хотя это почти невозможно. В юморе наступило другое время.

Когда-то мы негодовали над американским юмором: это же плоско, как можно над этим смеяться? А теперь смеемся так же и над тем же. Сподобились, в общем. Я не задумываюсь, хорошо это или плохо. Просто время объективно диктует нам темы. Сейчас любой человек может выйти на сайт юмора в Интернете и найти там все, что угодно. Как ни печально, но основная масса шуток, звучащих со сцены, почерпнута именно из «мировой паутины». И выдается за свое, сиюминутное. Моя героиня, тетя Соня, напротив, не скрывает этого, так и говорит: «Мне рассказали анекдот...» Не приписывает его себе.

- Есть ли у вас охрана? Если да, то кто это - мужчины или женщины?

- Кто может меня охранять? И от кого, главное? Охрана - это сомнительная часть шоу-бизнеса, своего рода перфоманс. Скажем, кому нужна Лариса Долина? Кто на нее покусится? Ан нет. Для некоторых артистов охрана - признак «крутизны». Может, Лариса была бы и рада, чтобы кто-нибудь на нее позарился, но ведь нет же такого «клиента». А охрана - вот она! По большому счету, это все игра, пыль в глаза вам, зрителям.

- Кларочка, это вы?

- Конечно.

- Я уже звонила, но сказали, что вы задержались, потому что пробки на дорогах. Я даже удивляюсь - какие пробки в нашем городе?

- Так получилось, что мы только что приехали...

- Ой, точно Клара Новикова, ну надо же!..

- Точно, это я. Что касается пробок, то это от обилия сегодняшних свадеб. Несколько раз приходилось пропускать кортежи.

- Ой, Клара! Я даже забыла, чего и хотела сказать!

- Вот, собственно, мы и поговорили. Как вас зовут?

- Людмила.

- Людочка, шо ж вы такая забывчивая?

- Ой, Боже! Своим расскажу, что с Кларой говорила, так ведь умрут - не поверят.

- Пускай лучше живут. Свои, все-таки... По букве «г» я чую, что вы с Украины. Вы уж скажите мне, за кого вы голосовали - за того чи за другого?

Далее последовал бурный украинский диалог, привести который здесь не представляется возможным по причине «бедности» клавиатуры. Потом вернулись к русскому.

- Кларочка, я же три ночи не спала, все думала, какой бы вопрос задать, даже советовалась с друзьями, но такие советы были - руки бы оторвать.

- Какие же, например?

- Ой, ну надо же, ведь точно это она! Даже не верится!

- Люда, доця, уже успокойтесь, что ли...

- Клара, главное, что я с вами поговорила. Умных и без меня хватает, вам и так назадают вопросов. Здоровья вам, вашей дочке и внукам. Ну, Клара, я не могу! Еще раз здоровья. А шо еще нам надо?

- Та и то правда. Спасибо за звонок.

- Клара Борисовна, это Люба, очень рада слышать вас. Я большая поклонница вашего таланта. Желаю успехов во всем.

- Спасибо.

- В феврале 2003 года вы обещали к нам приехать. Мы с подругой купили билеты, очень хотели вас увидеть, но не пришлось.

- Любонька, я тогда действительно заболела, у меня была температура под сорок. Просила, чтобы концерт перенесли, но организаторы сказали, что этого делать нельзя и пригласили других исполнителей. Коля Лукинский рассказывал, что ему в этот вечер очень трудно было «сломать» зал.

- Мы хотели прийти на сегодняшний концерт, но вы ведь знаете, обжегшись на молоке, дуешь и на воду.

- Ну, вот я - вода, я здесь, можете прийти и подуть.

- Прикольно! Спасибо вам.

- Простите, Любочка, что так получилось.

- Можно Клару Новикову?

- Слушаю вас.

- Привет! Меня зовут Иван. Ты очень хорошо ведешь «Ашланг».

- Благодарю за предложение. Действительно, почему бы не возглавить новую программу - «Ашланг»? Ты перепутал, Иван, «Аншлаг» ведет Регина, а я - Клара. Ну, что будем делать, товарищ «Ашланг»? Че делать-то будем? Поменяем Регину?

- Тетя Соня...

- Алло, Иван, ты где? Уснул? Чего ты про тетю Соню-то хотел узнать?

- Мне двенадцать лет.

- Здорово, а мне немножко больше, но сколько, я тебе никогда не скажу, сам подумай.

- Я учусь нормально.

- Судя по «Ашлангу», это чувствую. Полный «Ашланг».

- Передайте Регине Дубовицкой, что мне она нравится.

- Обязательно.

- Я тоже всех смешу.

- Тогда приезжай к нам, в Москву. Пусть родители накопят денежек и привезут тебя. Ты будешь, как Ломоносов.

- Здравствуйте, я Ванина мама.

- Я так и поняла, что Иван растерялся: чи вас слушать, чи меня.

- Мой Ванька любит всем подражать и просто подурачиться.

- Все артисты такие. Попробуйте записать его на видео и пришлите к нам на передачу. Вдруг у парня большое будущее?

- Спасибо, может, и рискнем.

- Вам звонит Людмила Михайловна Юрченко, учитель. Можно начать с дружеского шаржа?

- А почему нет?

- Тете Соне трудно стало в гости к Кларе приезжать, информацию придется ей на пейджер подавать.

- Я потом обдумаю эти строчки, сразу что-то не «въехала».

- Волнуетесь ли вы перед концертом? Ведь наш зритель вам совсем незнаком.

- Я всегда волнуюсь, будь то Северодвинск, или Москва, или любой другой город. Но такова моя профессия. Поэтому накопились кое-какие секреты. Я волнуюсь от того, что сегодня должно произойти. Чтобы вы для себя открыли артистку. Как ни крути, но телеэкран не создает атмосферы. Зрительный зал - это всегда живое дыхание, естественный, откровенный смех. А иногда - и горчинка.

- Ваш главный образ - тетя Соня?

- Нет, в каждом концерте я играю множество ролей. Но тетя Соня как-то попала в точку, и многие стали ассоциировать меня именно с ней. Как когда-то Геннадия Хазанова с «кулинарным техникумом».

- Спасибо.

Звонок раздавался за звонком - слова благодарности, признания в любви, но время стремительно утекало, как вода сквозь пальцы. Ровно за два часа до начала выступления актриса должна быть на сцене. В этом она себе поблажек не дает: разминка, тренинг, «примерка» площадки, проверка звука, «пробежка» по текстам...

О концерте говорить не будем. Смысла нет. Это надо видеть. И слышать. Заметим только, что вместо обещанных трех часов Клара не расставалась со зрителем три с половиной, передавая в зал через свое сердце и смех, и слезы, и любовь.

Низкий поклон вам, тетя Соня! А шо?

Гостью в редакции принимал Александр ГУЗНИЩЕВ