Вечерний Северодвинск
Номер от 20 января 2005 г.

Почему Гмырин (не) выиграл у Беляева?
Бывший кандидат на пост мэра Северодвинска подает в суд на победителя

Думаю, что Беляев к этому морально готов. Дело в том, что после любых выборов бывшим кандидатам не страшны ни суды, ни даже тайские цунами. Результат достигнут, а победителей у нас, как правило, не судят. То есть не осуждают.

Северодвинцы делают наоборот

Дело даже не в будущей тяжбе, которую хочет затеять против Александра Беляева бывший кандидат в мэры города, председатель профкома «Звездочки» Михаил Гмырин. Об этом мы, думаю, расскажем позже, когда исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации рассмотрит суд. Мне было интересно другое: как Гмырин чувствует себя после выборной гонки? Как он оценивает победу Беляева, свое поражение и видит ли в Северодвинске перспективу для своей политической карьеры? Спустя месяц после декабрьских выборов говорить об этом можно уже спокойно.

Маленькое лирическое отступление. Примерно за неделю до голосования я начала спрашивать у своих знакомых, за кого они «на мэра». Некий экзитпул, только наоборот. Никто ни разу не назвал мне фамилию Беляева. Много раз - Гмырина. Других кандидатов вроде как не существовало.

Не скрою, я была уверена, что Гмырин победит. Разумеется, не благодаря моей скромной в него вере, а более существенным факторам. Во-первых, у него действительно большой авторитет, его поддержали профсоюзные организации заводов ГРЦАС. Во-вторых, он умеет разговаривать с людьми. В-третьих, действующий глава администрации находился в менее выигрышной позиции, поскольку за восемь лет горожанам, простите, поднадоел. Особенно за последние месяцы массированной телевизионной атаки. Многие вспоминали о возможном эффекте губернатора Киселева. Это когда избиратель просто взял и выбрал себе новенького. Мол, может сработать и на наших выборах. Но давно замечено - северодвинцы делают наоборот. Словом, я ошиблась.

«Хотел играть по-белому»

В разговоре со мной Михаил Аркадьевич сразу же настоял: я выиграл. Если бы выборы были по-настоящему демократическими, сказал Гмырин, я выиграл бы и фактически.

- Просто Беляев пользовался административным ресурсом, на него, как кандидата, работали чиновники мэрии. Мэр пользовался услугами технических кандидатов. Жестко стоял вопрос об ограничении моих встреч с избирателями, на некоторые я не мог попасть. Бывало, что эфир на ТВ предоставлялся не вовремя.

Многое из того, о чем говорит Гмырин, - правда. Беляев действительно начал задолго. Он выписал консультанта из Москвы, громко отчитывался по ТВС и увольнял «плохих» чиновников. Он даже не воспротивился «чернушке» против соперников, оплаченной из его избирательного фонда. Хотя сработало это не столько против Гмырина, сколько против него самого. Об этом тоже многие говорили. У нас люди все чистое любят.

По словам бывшего кандидата Гмырина, некоторые из его сторонников неоднократно предлагали также воспользоваться т.н. черными пиар-технологиями, благо кое-какая информация была. Особенно остро этот вопрос встал после того, как штаб Беляева запустил на ТВС «разоблачительные» ролики об имуществе профсоюзного начальника «Звездочки». Гмырин говорит, что не пошел на это из принципа, «чернуха» в политической борьбе для него неприемлема. Коли так, то очень мило, наивно, но в любом случае похвально. Должен же хоть кто-то заниматься политическим донкихотством! Иначе, товарищи, караул кричать и пилюли от противности происходящего глотать. Но возможно, были и другие причины. Как предположение - ограниченный финансовый ресурс и, возможно, малозначительность самого компромата. Я не верю в то, что наш мэр берет взятки, лоббирует крупный бизнес и строит фазенды в Каннах. Он не был замечен даже в легких эротических приключениях, потому что убежденный семьянин. Словом, он почти стерилен.

Нужно договариваться

Еще одной причиной, по которой проиграл Михаил Аркадьевич стала, на мой взгляд, его... относительная неопытность в выборной борьбе. Многие годы он не побеждал, а проходил на выборах в областное Собрание депутатов. Улыбаясь, будто играючи. Он привык к этому, Ягры его разбаловали. В округе у Гмырина никогда не было и не могло быть серьезных соперников, потому что все знали, кто победит. Он!

Все это могло подействовать расслабляюще. Ведь посмотрите, как рванули вперед «правые». А ведь последователи Чубайса и Хакамады, казалось бы, не должны в нашем кризисном регионе пользоваться популярностью. А все почему - поднаблатыкались, научились со многими договариваться и работать с прессой.

Михаилу Аркадьевичу еще предстоит научиться общаться с городскими журналистами. И договариваться с соперниками. Возможно, если бы Гмырин по натуре своей был более гибким, а другой кандидат, Валерий Мостович, менее принципиальным, в кресле мэра сейчас сидел бы другой человек. Шесть тысяч голосов за Валерия Васильевича... Отгадайте с одного раза, кому бы они могли достаться?

Наталья КОЛОГРЕЕВА