Вечерний Северодвинск
Номер от 17 января 2005 г.

Автобус с нюансом
В ПАТП не хватает точных часов и хороших манер

Как говорится, господь миловал пользоваться общественным транспортом постоянно. Но иногда, увы, приходится. И каждый раз, когда доводится в Архангельске либо Северо-двинске ездить на автобусе, поражаюсь колоссальной разнице в организации работы городского транспорта в этих городах. В Архангельске, можно сказать, проблем больше нет, а те, что есть, скорее, от переизбытка транспорта.

Особенно плохо, на мой взгляд, с рейсами, которые Северодвинское муниципальное ПАТП выполняет между городом корабелов и областным центром. Опоздания, задержки в пути, а то и вовсе остановки на дороге с пересаживанием пассажиров - обычное дело. Помнится, даже руководство этого предприятия не раз жаловалось в СМИ, что из-за изношенности автобусного парка в иные дни у них случаются десятки сходов с линий, в том числе и междугородных. И ладно бы машина прямо на трассе сломалась - в этом случае как-то можно понять проблемы транспортников. Но как вам опоздание на полчаса при полностью исправном автобусе?

Именно в такую ситуацию довелось попасть, когда пытался в конце декабря доехать до Архангельска с острова Ягры рейсом в 13 часов 10 минут. Когда в обозначенные в расписании 13.10 (вообще-то - время отправления!) автобус не подошел, одна дама из очереди, судя по багажу, уезжающая на поезде из Архангельска, дальновидно устремилась к ближайшему такси. Как потом оказалось, женская интуиция ее не подвела...

К остановке автобус с госномером АА 176 (именно так - с двумя, а не тремя буквами) подъехал в 13.20. Минут пять грузились, после чего «ПАЗ» неровно за-трясся по направлению к развилке на Архангельск. Облегчение пассажиров снова сменилось недоумением, когда автобус свернул в направлении центра Северодвинска. Нервное доставание мобильных телефонов, спешные звонки и перенос намеченных дел и встреч, раздраженные вопросы невозмутимому водителю... А автобус тем временем, поездив по городу, подобрал сначала некую даму, потом неспешно подъехал к зданию ПАТП. Еще минут пять ушло на то, чтобы высадить даму и забрать другую - на сей раз явно кондуктора. В итоге из Северодвинска автобус выехал на 35 минут позднее, чем следовало бы!

«Видите ли, тут есть нюанс...» - глубокомысленно произнесла мадам кондуктор в ответ на мой вопрос о происходящем и с величественным видом отвернулась. Что ж, нюанс так нюанс - слово умное, многое объясняет, наверное, мадам его в местной газете «Культурный Северо-двинск» вычитала, не нам, простым пассажирам, чета...

Надо отдать должное водителю (чью фамилию - Титов - все же удалось выяснить у пожелавшего остаться неизвестным кондуктора... Хотя, может, и слукавила она, прикрывая коллегу): на трассе он был просто бог, просто Шумахер с гонок «Формулы-1». Несся по ледяной дороге «ПАЗ» так, что кондуктору хоть дополнительные деньги собирай с пассажиров за острые ощущения в духе «Русского экстрима». Оно и понятно, надо наверстывать опоздание, а уж безопасность людей - так это кто там по мобильному звонил и говорил, что спешит?..

Ближе к Архангельску после очередного тоскливого взгляда на часы закралась умиротворяющая мысль: эх, хорошо бы быть буддистским монахом, никуда не спешить, не нервничать, не объясняться с кондуктором и спокойно созерцать тойнокурские пейзажи за окошком... Спустя минуту ее сменило вполне земное соображение о том, что в далекой Японии скоростные пригородные электрички ходят секунда в секунду, поезда метро останавливаются с точностью в несколько миллиметров, а в автобусах не услышишь громогласного хамства муниципальных транспортных служащих. Так, может, многоуважаемому директору Северодвинского ПАТП господину Неумывако, столь гордящемуся данными своих тестов времен армейской молодости и наведенным в ПАТП «новым порядком», стоит переключить внимание с войны с мэрией на воспитание рабочей культуры у подчиненных? Например, вполне в духе времени выдать им всем по точным часам и направить на обучение на курсы хороших манер.

Андрей КРУТОВ