Вечерний Северодвинск
Номер от 13 января 2005 г.

Важней всего погода в доме
Пятнадцать лет назад «Северная неделя» шагнула в народ

Сегодня, в День российской печати, мы знакомим читателей с новой работой Александра Бурлова. Хотим предупредить, что это пока еще не вторая часть книги «А ты мне, улица родная...», которую ждут северодвинцы. Она выйдет позднее. Предлагаемый же сегодня отрывок взят из очерка с условным названием «Важней всего погода в доме...», рассказывающего об истории издательства «Северная неделя». В этом году ему исполняется пятнадцать лет.

«Дай взаймы тысяч десять...»

В первых кадрах видеофильма «Праздник добрых газет», созданного к десятилетнему юбилею «Северной недели», звучат воспоминания Вячеслава Белоусова.

- Я вчера вернулся из Москвы со Всероссийского совещания журналистов, вернулся близко к ночи. Неожиданно раздался звонок от режиссера фильма Евгения Баранова. Смысл звонка - предварительно снятый с моим участием эпизод не получился, в праздник надо выйти на работу, чтобы сделать дубль. И я подумал, что это судьба. Очень уж удивительным оказалось совпадение...

И Вячеслав Васильевич рассказывает о том, как он ровно десять лет назад, день в день, 8 марта 1990 года пришел в свой, тогда уже бывший, кабинет ответственного секретаря «Северного рабочего». Пришел уже в новом качестве - директора издательства «Северная неделя»:

- Сел за стол. В кабинетах никого нет. В коридорах пусто. Тишина. И я с ужасом ощутил, что никакой я не директор, я просто самый обычный советский безработный. Ни в семейном кошельке, ни на счету издательства у меня нет ни копейки. Нет ни корреспондентов, ни фотокорреспондентов. Ни концепции газеты, ни материалов, ни фотоснимков, ничего, в общем, нет... Трудно передать все чувства, которые я тогда испытал...

Как он сам честно признается, был там и страх за себя и за семью. Но было и желание доказать и себе, и своим близким, что в этой жизни ты еще что-то можешь. Эта мысль не дала расслабиться, заставила искать выход, и он нашелся. А о том, как это произошло, генеральный директор издательства вспоминает теперь с легким юмором:

- Что делать? Судорожно набираю номер своего приятеля - директора хлебокомбината Павла Ушакова, который почему-то допускал, чтобы его называли Женей.

- Женя, дай взаймы тысяч десять.

- А на что, Слав, они нужны?

- Меня ж избрали директором «Северной недели». Надо на что-то выпускать газету.

- А счет в банке открыл?

- Да, открыл.

- Хорошо, завтра перечислю...

Действительно, через несколько дней на счете «Северной недели» было десять тысяч рублей. Этого хватило, чтобы купить партию газетной бумаги, расплатиться с типографией, выдать зарплату, гонорары...

И в результате вовремя в типографии были макеты полос, потом были и первые номера «Северной недели» - ранее никому не ведомой газеты. А через три месяца ее тираж достиг сорока тысяч, в кармане издательства зазвенела кое-какая мелочь.

Деньги хлебокомбинату вернули. А Павла Ушакова в нашем коллективе вспоминают с теплотой. Тем более что в «Северной неделе» работает его дочь Женя. Правда, мы до сих пор не знаем, почему ее отец не возражал, чтоб и его называли Женей.

Через тернии - к читателю

Потом еще не один год пришлось продираться через тернии к звездам. Но главное, уже стало ясно, что перед первыми ударами судьбы «Северная неделя» выстояла, обрела гражданство, приобрела известность на газетном рынке.

Белоусов пустился в далекое и трудное плавание, по сути, в одиночку, еще не зная, найдет ли он себе единомышленников, поддерживающих его почти безрассудную по тем временам идею. Но дул в его паруса попутный ветер, который двигал издательский корабль в заданном направлении. Если же он стихал, то на помощь ветру приходили директорская энергия и умение двигаться галсами.

Историю рождения, картину становления первого белоусовского детища можно представить и листая подшивку, ныне бережно сохраняемую, ставшую раритетом и потому тщательно скрываемую от посторонних глаз.

Первый номер «Северной недели» попал к читателям 14 марта 1990 года. И событие это сопровождалось неприятным происшествием, к счастью, незначительным. Газета печаталась в ночь с тринадцатого на четырнадцатое число, ничто не предвещало журналистам и полиграфистам каких-либо осложнений.

...Около семи утра у газетных киосков уже толпился народ. Привезли «Правду», «Известия», «Сельскую жизнь», а «Северной недели» нет. Редактор позвонил в типографию, он ушел оттуда несколько часов назад:

- В чем дело?

- Не успели напечатать, что-то цвет не пошел.

Действительно, в эту ночь импортная офсетная машина решила проявить свой норов. И все же общими усилиями ее удалось укротить. К десяти утра весь тираж был отпечатан. Но не на две краски, как планировалось, а на одну.

Рассказав об этом в следующем номере, редакция высказала свои сожаления: не получилось, мол, цветного праздника для авторов и читателей новой газеты. И остается лишь кивать на тринадцатое число.

Эти ребята «засветились»

Первый выпуск новорожденной «Северной недели» и по форме, и по содержанию - пестрый и сумбурный, но и время становилось все более пестрым. В газете мелькают объявления о продаже, об обмене, непременно присутствует криминальная хроника. В каждом номере еще непривычные для читателя брачные объявления. И тут уже чувствуется желание уйти от шаблона, выпрыгнуть из цензурных рамок. Призывы желающих найти «свою половинку» публикуются под общим заголовком «Тоска объявлений», да еще и сопровождаются рубрикой «Безблатно и бесплатно». А вот как оригинально газета представила создателей выпуска: «Разведка сообщает: «Эти ребята «засветились». Судя по звонкам и письмам читателей, большинству горожан понравился первый выпуск «Северной недели».

И, наверное, было бы несправедливо умолчать о тех, кто готовил эту газетную премьеру. Поэтому мы выдаем имена, которые в течение нескольких дней были покрыты мраком. Это журналисты Елена Меньшикова, Василий Рашев, Татьяна Карпуха, Ярослав Брагин, Марина Васильева, Марина Добушева, Борис Линшиц, Александр Мишарин, Владимир Аристов. Все красивые девушки, которые улыбались читателям со страниц «СН» 14 марта, принадлежат кисти молодого художника Андрея Сивякова. А техническим обеспечением занимались Константин Зотиков, Татьяна Папушина, Тамара Задумова, Фаина Митенева. «Мы готовы расширить круг авторов. Помните: мы своих не выдаем. Тайная канцелярия «СН»...

Купите у разносчика газету!

Не зря говорят: все новое - это хорошо забытое старое. Уже четвертый выпуск «Северной недели» торжественно извещает: «Купите у разносчика газету!»

В те дни в Северодвинске можно было увидеть картину, знакомую большинству людей разве что по фильмам о событиях первых лет Советской власти. На улицы города высыпали стайки шустрых мальчишек с охапками газет. Они мелькали на автобусных остановках, на железнодорожном вокзале, появлялись на пути идущих с работы или на работу заводчан. В считанные минуты распродали 5 тысяч экземпляров новой городской газеты учащиеся юридической школы и честно заработали себе на карманные расходы. И вот уже читательский отклик на эту новацию.

«Уважаемая редакция! «Северная неделя» в выпуске № 4 утверждает: «Купите у разносчика газету!» Такого в городе не было никогда!» Автор данного репортажа глубоко ошибается. С июня по сентябрь 1938 года я с группой сверстников продавал вразнос городскую газету «Сталинец».

П. Романов, ул. Южная, 142.»

Постскриптум. Автора репортажа лишь одно спасло от строжайшего выговора. В ту пору его родители даже под стол пешком не ходили, а уж за газетой...»

Цифра с четырьмя нулями

Рост популярности новой для города газеты можно проследить и по ее тиражам. Первый номер - пять тысяч экземпляров, второй - двенадцать, седьмой - двадцать, восьмой - двадцать пять.

К концу первого полугодия в выходных данных значилась цифра с четырьмя нулями. Через полгода газета уже отошла от чисто рекламного вида. На ее страницах появляются очерки, все чаще присутствует публицистика. Сложившийся к тому времени редакционный коллектив ликовал. И состояние эйфории чуть не погубило дело, налаженное производство приостановили. В отпуск решили сходить все вместе. И вскоре почувствовали, что новация оказалась ошибочной. Вернувшиеся в сентябре отдохнувшие и загоревшие сотрудники редакции убедились в том, что потеряли часть читателей. Пришлось догонять упущенное. Последний, тридцать четвертый, номер года появился на свет тиражом двадцать две тысячи.

«Северная неделя» распространялась уже не только в родном городе. Ее стали покупать и в Архангельске. В выходных данных исчезла пометка «Рекламное приложение к «Северному рабочему», взамен ее значилось: «Коммерческая газета из Северодвинска»...

Александр БУРЛОВ