Вечерний Северодвинск
Номер от 13 января 2005 г.

Время собирать камни
Нет ничего более достойного, чем строительство православных храмов

Вот и встретили мы светский Новый год и церковное Рождество. Продолжаются Cвятки. Кто-то рад лишнему поводу для веселья, кто-то с интересом присматривается к фольклорным традициям, а иной - и таких с каждым годом больше - идет в храм. Наш собеседник - священник Владимир Воронцов, настоятель храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, строящегося на пересечении улиц Кирилкина, Лебедева и проспекта Победы.

- Отец Владимир, в чем духовный смысл Святок? И что вы можете сказать о народных и церковных традициях, связанных с ними?

- Пользуясь случаем, поздравляю православных верующих и всех горожан с этими святыми днями и с новолетием. Это время знаменует духовное торжество великого праздника Рождества Христова. Ликует Церковь, прославляя Господа, своим приходом в мир освятившего его; эта общецерковная радость - основа традиций, связанных со святыми днями... Но что касается таких «народных» обычаев, как гадания, то это однозначно не православное дело. Церковь издревле, с ветхозаветных еще времен, смотрит на такие занятия как на грех, «мерзость», по слову Писания. Общение с духами, которые якобы предрекают будущее, имеет, безусловно, нехристианскую, языческую основу.

- Люди либерально мыслящие, наверное, возразили бы: к чему все эти запреты, анафемы, почему Русская Церковь так непримирима и к древнему, и к современному? Взять хотя бы новый стиль - даже Новый год как следует не отпразднуешь!

- Для русского православного Новый год наступает в ночь на 1 января по старому стилю (по новому - на 14-е). Церковь отнюдь не против радости, не против праздников. Напротив, смысл Рождественского поста как раз в достойном приготовлении к великому празднику, дабы верующий смог встретить его, по мере сил, поистине как должно.

Что касается календаря, то это очень сложный вопрос. Так называемый новый стиль, григорианский, был искусственно создан с тем, чтобы более точно исчислять время с астрономической точки зрения. Но следует иметь в виду и то, что календарь богослужебный, церковный, имеет несколько иную природу - не столько астрономическую, сколько духовную, мистическую. Кстати, церковный год, индикт, начинается вообще 1 сентября по старому стилю, и в ближайшие дни верующие встречают великий праздник - Рождество Богородицы. А на последние недели индикта приходится Успение нашей Владычицы...

- Между этими событиями вмещается новозаветная история?

- Да, в каком-то смысле. Вот и юлианский, «старый», стиль тоже более приближен к миру горнему, соотносится с его событиями. Ведь именно на Пасху, празднуемую православными по юлианскому календарю, ежегодно в Иерусалиме нисходит благодатный небесный огонь, это событие наблюдают сотни и тысячи людей, снимают на десятки камер. Именно на Преображение по старому стилю гору Фавор непременно покрывает облако, чего практически не бывает в другие дни года...

- Перейдем к делам северодвинским, батюшка. Перед Крещением прошлого года вы отслужили первую литургию в небольшом деревянном храме на улице Лебедева. Позади год приходской жизни. О чем можно вспомнить за это время и что предстоит?

- Да, вот уже год в нашем храме в честь преподобномучеников Вениамина и Никифора совершаются богослужения и таинства. А 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, по благословению его преосвященства владыки Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского, начались работы по забивке свай под фундамент каменного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. В ноябре по свайному основанию было произведено бетонирование ростверка. На очереди следующий этап: нужно приобрести порядка 150 тысяч кирпичей, чтобы с наступлением тепла приступить к кладке стен. Принимаем пожертвования на кирпичи - имена жертводателей будут занесены на камни стен для церковного поминовения.

Хотел бы поблагодарить всех, кто своим трудом, пожертвованиями и молитвами участвовал в этом благом деле. Особо отмечу работников управления «Спецфундаментстрой» под руководством Юрия Юрьевича Байбородина, Андрея Богдановича Найды и Вячеслава Николаевича Попова: они на безвозмездной, благотворительной основе выполнили свою часть работ. Прекрасно потрудились сотрудники фирм «СМУ-7» (Алексей Леонидович Аленичев), «Стройкомплекс» (Николай Иннокентьевич Бочкарев), «ПроиС» (Владимир Васильевич Проскуряков), «КСКМ» (Александр Иванович Перепелкин).

- Некоторые горожане искренне не понимают необходимости в новом храме: мол, и так есть уже четыре. Недоумевают: к чему в православии такая внешняя роскошь богослужения?

- Богатое убранство храмов - это прообраз Царства Божия. Иным и не должен быть дом Бога Живаго, Бога, который здесь невидимо присутствует в церковных таинствах. А новое здание необходимо хотя бы потому, что в праздничные и воскресные дни наш небольшой храм не может вместить всех желающих, и часть прихожан молится прямо на улице. А ведь храм должен стать центром жизни каждого христианина. Для наших благочестивых предков участие в общей соборной молитве, в таинствах было нормой, ибо главное в этом мире - спасти свою душу. Ныне же мы не понимаем этого, потому что в значительной мере оторвались от жизни и от ее источника. Скажу еще, что строится храм исключительно на пожертвования верующих. И я призываю руководителей предприятий и фирм, предпринимателей, всех горожан по мере сил принять участие в этом благом деле. Ибо нет на земле ничего более высокого и достойного, чем строительство православных храмов.

Беседовал Алексей ЯНИН

P.S. Пожертвования принимаются в храме (ул. Лебедева, 16) с 8 до 20 часов ежедневно, а также в иконных лавочках в магазинах «Дельфин», «Ивушка» и «Якорь» с 12 до 19 часов.

Банковские реквизиты: приход храма иконы Божией Матери «Владимирская». ИНН 2902043253. Р/счет 40703810404260151245 в ОСБ №5494 г. Северодвинска. БИК 041117601. Кор. счет 30101810100000000601. Архангельское ОСБ № 8637 г. Архангельска. Пожертвования на строительство храма иконы Божией Матери «Владимирская».