Вечерний Северодвинск
Номер от 13 января 2005 г.

Завела «Фортуна» в Древний век
Годы работы и тысячелетия истории - в брошюре учителя Александра Галушина

Кто такой Альфред Великий? А хозяин леса? А хороши ли корелки худые? Наконец, что такое (или кто такие) сихиртя и где находилась страна Биармия?

Для учащихся 13-й школы - учеников Александра Станиславовича Галушина это и многое другое не секрет: знают. И не просто знают, но еще и могут сразу разглядеть в необычном камешке следы работы человеческих рук, открыв в груде мусора древнее орудие - нож, проколку, скребло... Научили их в классе и в настоящих археологических экспедициях. И не только этому.

За пять лет, в течение которых Александр Галушин ведет курс «История Архангельского Севера» в 13-й школе, не менее 400 ребят гораздо лучше узнали, на какой земле живут. И то, кто и как жил здесь задолго до них. Например, пять тысяч лет назад. Старшеклассники слышат об этом от учителя, читают сами. Кое-кому посчастливилось и поработать в экспедициях школьного археологического отряда «Фортуна». Вместе со студентами истфака ПГУ под общим руководством Александра Галушина, преподавателей университета Алексея Беличенко и Василия Абрамовского ребята в окрестностях нашего города участвовали в раскопках поселения, современного Древнему Египту и цивилизациям Шумера...

Об этом опыте и рассказывает брошюра Галушина «История Архангельского Севера», изданная-таки недавно в Архангельске областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования; поддержал и Поморский университет. В пособии - программа спецкурса и развернутое тематическое планирование, по сути - план-конспект, с подробной библиографией.

Листать методичку интересно. Интересно и дожидаться издания более подробного пособия, где весь материал будет дан уже в последовательном авторском изложении. И все-таки гораздо интереснее слушать педагога, если он вот так, по-детски - в хорошем смысле - увлечен своим делом. От этой «детскости» учителя, наверное, ребята относятся к работе по-взрослому серьезно, а значит - с пользой. И «школьные» дети, и собственные. Таня и Глеб Галушины хотя и намного младше учеников своего отца, но уже были на раскопках, подняли более 30 древних орудий. (Кстати, на другие занятия время тоже как-то остается - оба шахматисты-разрядники.)

А ученики - стоит посмотреть на их творческие работы! Например, на макеты знаменитой Орлецкой крепости XIV века, или Никольской башни Соловков, или соловецких же лабиринтов, или древнего жилища - полуземлянки с костровищем, выложенным из настоящих пятидесятивековых угольков.

- Это ж каждый камешек выложить надо! - с гордостью говорит учитель.

Из-под палки такое и впрямь не сделаешь. Как и не расскажешь в стихах «ради галочки» историю родного края - декламирование в свое время устроили ученики Галушина на одном из открытых занятий. «Их обычаи для нас важны, и от них нельзя нам уклониться», - говорили они о своих предках великих. По крайней мере, сами юные историки уклоняться от своего прошлого не собираются.

Алексей ЯНИН